От редакции: Спецраспределитель

Ясные, понятные и неизменные правила игры, даже если они и ограничивают права игроков, всегда позитивно воспринимаются инвесторами. Но предложенная Минпромэнерго схема решения вопроса о допуске иностранцев в те или иные отрасли и предприятия не проясняет правила игры для потенциальных западных инвесторов.

Ограничения для иностранцев на инвестиции в те или иные отрасли – нормальная мировая практика. Исключением являются, например, открытые портовые экономики Гонконга и Сингапура и экономики ряда других стран. В тех же США список различных ограничений для иностранных инвесторов весьма обширен. Идет спор вокруг попытки китайской нефтегазовой компании CNOOC перебить ставку американской Chevron в борьбе за американскую Unocal. Конгрессмены опасаются, что сделка с китайцами может ударить по энергобезопасности страны, и просят Комитет по иностранным инвестициям изучить этот вопрос.

Опасения в нефтегазовой сфере оправданны, ведь США и Китай – два крупнейших импортера и потребителя нефти в мире, а также, по словам президента США Джорджа Буша, стратегические конкуренты. К тому же в США до сих пор действует закон, по которому они обязуются начать войну с Китаем, если тот атакует остров Тайвань. Но это не помешало продать китайской Lenovo убыточное компьютерное подразделение IBM, так как передаваемые в ней технологии не относятся к “высокому уровню”.

Методы США – индивидуальный подход к оценке сделок – не подходят для России. По итогам исследования Transparency International “Барометр коррупции” США заняли в антикоррупционном списке первое место, а в России каждый пятый гражданин прибегает к взяткам. Уровень прозрачности американской госвласти также в разы выше, чем российской. Суть претензий к китайцам в обоих случаях ясна. А чем плох Siemens? Россия не собирается воевать с Германией, более того, немцы – наши основные торговые партнеры и кредиторы в Европе. Уровень технологий концерна Siemens как минимум не ниже, чем у “Силовых машин”. И еще осенью 2004 г. премьер Михаил Фрадков не видел препятствий для продажи “Силовых машин” при условии ряда поведенческих условий для немецкого концерна.

Не ясно и почему наш, по словам президента Путина, стратегический партнер Китай в лице нефтяной компании CNPC несколько раз, пусть и негласно, отстранялся от аукционов по покупке российских нефтяных активов. Россия не конкурирует с Китаем за нефть, а является ее крупнейшим экспортером. К тому же почти все экспортные мощности контролируются госмонополией “Транснефть”. Так почему китайцев не пускают в нефтяной сектор?

Без четкой, официально озвученной политики по отношению к иностранным инвесторам и без четкого списка критериев допуска или недопуска в определенные отрасли не обойтись. Да, формальными условиями можно предусмотреть не все. Но без них ограничения для иностранцев будут еще одной коррупционной кормушкой премиум-класса.