От редакции: Механика одобрения

Звучавшие еще с конца минувшего года призывы бизнеса обуздать налоговиков и упорядочить правила игры в этой сфере были услышаны в том числе и президентом Владимиром Путиным. Уже в конце января на экономическом форуме в Давосе вице-премьер Александр Жуков рассказывал о позитивных для бизнеса планах правительства в налоговой сфере. В итоге же все кончилось хорошо. Вчера соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты во втором чтении.

Но путь был извилистым. Проекты, написанные Минфином, и по НДС, и по упорядочению налоговых проверок не просто не решали проблем, а ухудшали положение бизнеса: например, предлагалось взимать НДС с вкладов в уставный капитал и обязать платить налоги независимо от того, оплачен ли товар. Консультации бизнес-сообщества с Минфином ничего не дали. И это несмотря на недвусмысленную позицию президента в послании Федеральному собранию (“прекратить налоговый террор”) и в бюджетном послании, где говорилось, что налоговая система “искажает мотивацию” бизнеса. Как раз между двумя посланиями поправки в редакции Минфина и поступили в Думу.

Депутаты Госдумы успокаивали ошарашенных Минфином предпринимателей, обещая заблокировать опасные инициативы. И действительно, налоговый подкомитет бюджетного комитета Госдумы в последние дни июня заблокировал почти все опасные для бизнеса инициативы Минфина, в числе которых были взимание НДС с вкладов в уставный капитал и сохранение НДС с авансов, всеобщий обязательный переход на уплату НДС “по начислению” (сейчас можно выбрать метод “по оплате”) и другие.

И вдруг позиция бюджетного комитета Госдумы изменилась на прямо противоположную после встречи с высокопоставленными чиновниками в субботу, 2 июля 2005 г. Депутаты решили одобрить поправки по НДС в редакции Минфина, что представители бизнеса восприняли как предательство.

Но депутаты, не отклонив предложения Минфина, скорректировали их до вполне безобидного для бизнеса состояния. В частности, безусловно отменены НДС с авансов и требование банковской гарантии для возмещения НДС при экспорте. А право вычета НДС для компании, которая получила имущество в уставный капитал, решает застарелую проблему с обложением НДС имущества, вносимого в уставный капитал. Право же на возмещение НДС по капстроительству в реальном времени должно начать действовать задним числом, с начала 2005 г.

История поправок – иллюстрация того, что цепочка принятия решений все равно извилиста даже при наличии якобы отстроенной системы “штамповки” решений. Важно разобраться, почему, несмотря на договоренности, в том числе и с президентом, и с бизнесом, были написаны такие драконовские поправки. И каковы причины резких колебаний позиции депутатов: то ли генеральная линия менялась в Кремле, то ли нынешние члены профильных комитетов Думы не могут противостоять давлению министров, то ли дело в борьбе депутатов за статус и деньги лоббистов.

Вся эта история по накалу страстей, закрученности интриги и с хеппи-эндом могла бы, пожалуй, стать основой политического триллера. Но еще лучше, если она станет поводом для исследования механизмов принятия решений в Российском государстве.