От редакции: Гонка каждый день

В гонке за право принять у себя Олимпиаду-2012 российская столица проиграла, выбыв в первом туре голосования. Члены российской делегации и эксперты признают, что соперники были очень сильны и проиграть им не стыдно. Однако надеяться на более слабых конкурентов едва ли стоит: по мнению экспертов, наступает эпоха межгородской конкуренции. Хочется думать, что Москва претендует на вхождение в формирующийся клуб так называемых мировых городов (World Cities). А значит, должна быть готова конкурировать на самом высоком уровне.

Нужно признать, что проект “Олимпийская река” был удачной находкой московских властей. Река должна была стать главной транспортной артерией города, обеспечивающей удобный доступ почти ко всем олимпийским объектам. Но одной удачной идеи сегодня крайне мало для конкуренции на международном уровне. Нужен системный подход к продвижению города в мире – постоянному, а не только в преддверии очередного мероприятия.

Чтобы хорошо продаваться, город должен быть удобным. Две основные жалобы туристов-иностранцев: трудности ориентирования из-за отсутствия указателей на латинице, особенно в метро, и нехватка общественных туалетов. Одна из главных проблем, с точки зрения туроператоров, – отсутствие рекламы Москвы и России за границей, при том что на московских улицах и по ТВ можно увидеть рекламу всех популярных у россиян мест отдыха за границей. Дополняют список проблем ужасная организация движения в городе, отсутствие стоянок для автобусов, особенно в центре города, возле того же Кремля. И, конечно, – дефицит гостиниц.

Последний пример особенно показателен. По данным Комитета по туризму г. Москвы, между 1999 и 2003 гг. суммарный поток иностранных граждан, посетивших город, вырос с 1,52 млн до 2,48 млн человек в год, или на 68%. А в 2010 г. в Москве ждут уже 5 млн гостей.

Но развитие гостиничного сектора никак не привязано к этим планам. С советских времен в городе не появилось новых гостиниц, рассчитанных на массового зарубежного туриста ($50–60 в сутки за номер). Наоборот, гостиниц средней ценовой категории, способных принять большие группы иностранных туристов, становится все меньше. С событийным туризмом, т. е. приуроченным к крупным конференциям или спортивным мероприятиям, все очень сложно. С закрытием на реконструкцию ряда крупных гостиниц – с неизменным повышением звездности и уменьшением числа номеров – ситуация только ухудшается.

И это не единственный пример того, что в Москве в отличие от ведущих мегаполисов мира главенствует объектное, а не структурное планирование. Решения по конкретным проектам принимаются в отрыве от общей стратегии развития города. А генплан Москвы даже не согласован с федеральными органами – т. е. для них это просто бумажка. И неудивительно в таком случае, что в опубликованном три месяца назад рейтинге качества жизни консалтинговой фирмы Mercer Human Resource Москва занимает лишь 170-е место, уступая столицам Зимбабве и Сальвадора, в то время как ее соперники по олимпийской гонке в числе лучших 50 городов мира (Париж – 31-е место, Лондон и Нью-Йорк – 39-е, Мадрид – 42-е). И при этом та же Mercer поставила Москву на 4-е место по дороговизне жизни сразу после куда более “качественного” Лондона.