От редакции: Помочь дяде Степе

Концерн “АвтоВАЗ” решил добровольно и безвозмездно помочь милиции. Каждый месяц УВД Тольятти будет получать от компании 30 000 руб., которые можно будет потратить на ремонт помещений, покупку офисной техники и прочие полезные дела. Правда, деньги сначала пройдут через региональный бюджет в виде дополнительных налогов (закон не запрещает компаниям платить больше, чем указано в декларации), которые впоследствии целевым образом пойдут на финансирование милиции.

Схема финансирования через бюджет понадобилась, очевидно, для того, чтобы не ставить милиционеров в неудобное положение. Хотя прямого запрета на получение подобного рода помощи в законе о милиции почему-то нет, Конституция, закон “О системе государственной службы” и Бюджетный кодекс ее безусловно запрещают, говорит адвокат Ахмат Глашев. Государственные органы должны финансироваться только государством – в противном случае возникает очевидный конфликт интересов и милиция неминуемо превращается в чью-то личную службу безопасности. Но выполнять это простое правило означает оставаться без компьютеров или даже служебных автомобилей, на закупку которых у многих ОВД денег не хватает. Поэтому практика сбора добровольно-принудительных пожертвований с представителей бизнеса процветает не только в милиции, но и, например, в прокуратуре, и даже в судах. И никто никогда не упрекнет какого-нибудь прокурора в том, что группа неизвестных рабочих установила в кабинетах прокуратуры кондиционеры. Напротив, его посчитают честным и заслуживающим уважения госслужащим, который печется об общем деле.

Совершенно неприемлемая для развитых стран схема “партнерства” бизнеса и правоохранительных органов широко известна на постсоветском пространстве. Например, в 2004 г. украинская милиция получила больше 1 млрд гривен ($200 млн) из разного рода внебюджетных благотворительных фондов. Правда, в мае 2005 г. министр внутренних дел Юрий Луценко публично заявил, что все фонды в поддержку МВД незаконны. Власти российских регионов формировали подобные фонды в середине 90-х по указу Бориса Ельцина “для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению законности и общественного порядка”. В то время жить на пожертвования бизнеса не стеснялись даже налоговики – в отчете Счетной палаты утверждается, например, что в 1999–2000 гг. работники московского УМНС получали беспроцентные кредиты из Межведомственного благотворительного фонд. Сегодня подобную дикость уже не встретишь, но неофициальные поборы остались. И попытка “АвтоВАЗа” полностью легализовать помощь милиции, проведя ее через бюджет, конечно, заслуживает уважения. По сути, компания будет платить целевой сбор на содержание милиции, отмененный в России с 1 января 2004 г., – только не в виде этого налога, а в виде переплаты по другим. Отменяя сбор, депутаты Госдумы хотели уменьшить налоговое бремя на компании. Но если платить приходится в любом случае, может быть, лучше легализовать поборы, установив их на приемлемом для бизнеса уровне?