От редакции: Красота – это сила

Компания “ДОН-Строй” продолжит строительство жилого комплекса “Седьмое небо” на берегу Останкинского пруда, по соседству со знаменитым дворцом графа Шереметева – несмотря на сопротивление московской прокуратуры и инициативной группы жителей района, а также на решение арбитражного суда. Напомним, что 12 июля суд по иску зампрокурора признал недействительными два договора аренды территории, на которой ведется строительство. Комментируя это решение, пресс-служба московской прокуратуры заявила, что “таким образом утвержден приоритет законодательства об охране памятников культуры и искусства”.

Музей-усадьба “Остан-кино” действительно яв-ляется “объектом исторического и культурного наследия федерального значения” (см. указ президента от 20 февраля 1995 г. № 176). И в охранной зоне этого памятника действительно категорически запрещено строить какое-либо жилье. Но дома, видимо, настолько хороши, что будут построены. О том, что “Седьмое небо” строилось в охранной зоне, в решении суда не говорится ни слова (там говорится о ничтожности договоров аренды по формальным признакам). К тому же прошла только первая инстанция, решение не вступило в законную силу и “ДОН-Строй”, который получил от правительства Москвы все необходимые разрешения на строительство, собирается его обжаловать. Так что у компании есть все шансы замять громкое дело. И продавать жилье. Квартиры в “Седьмом небе” уже активно продаются, и по состоянию на вчерашний вечер “однушка” на седьмом этаже общей площадью 74,7 кв. м стоила примерно $204 000.

Работник усадьбы пояснил “Ведомостям”, что незначительный участок выделенной под строительство земли действительно принадлежал к охранной зоне, границы которой были установлены решением исполкома Моссовета еще от 23 октября 1984 г., но, поскольку памятник федерального значения находится в московском подчинении, городские власти скорректировали эти границы, решив при этом все потенциальные проблемы “ДОН-Строя” (подтвердить это “Ведомостям” вчера не удалось, поскольку документы о границах охранных зон нигде не публикуются и не попадают в электронные правовые базы). При этом искусствовед напомнил, что целостность исторического памятника нарушалась и при строительстве Останкинской телебашни, и при строительстве Городка космонавтов у ВДНХ. Москва, с одной стороны, очевидно заинтересована в продолжении строительства (см. распоряжение городского правительства № 1011-рп “О проектировании и строительстве жилого дома, включающего гаражный комплекс с торгово-деловым центром, по адресу ул. Ак. Королева, вл. 8, корп. 2”).

А с другой стороны, сама же занимается защитой памятника собственного подчинения. Так что вряд ли у “ДОН-Строя” действительно возникнут серьезные проблемы.

Все это наводит на печальные мысли. Могут ли московские чиновники, отвечающие за охрану памятников, пойти против московского правительства, которое заинтересовано в строительстве дорогого жилого комплекса по вполне понятным меркантильным соображениям? Тем более что документы, которые определяют границы охранных зон, нигде не публикуются и никогда не становятся достоянием общественности.