От редакции: Грядущий моб

Молодежный призыв мэра Москвы Юрия Лужкова набирает обороты. Помимо специального телеканала и интернет-портала, призванных бороться с революционными настроениями среди молодежи, столичное правительство создает первое в России объединение фанатов различных спортивных клубов.

Московское объединение болельщиков призвано примирить непримиримых и направить их энергию в мирное русло. При этом некоторые наблюдатели считают, что при желании фанатов можно успешно использовать в борьбе с революционно настроенными массами, если такие вдруг возникнут. А в перспективе члены МОБ могут влиться в молодежное движение “Гражданская смена”, которое Юрий Лужков возглавляет лично.

В уставе МОБ говорится, что новая общественная организация займется борьбой с терроризмом, расизмом, шовинизмом и экстремизмом в молодежной среде. Причем, если прокремлевские “Наши”, позиционирующие себя в качестве борцов с фашизмом, преследуют все-таки внешнего врага (в лице почему-то СПС, молодежного “Яблока”, НБП, писателя Владимира Сорокина и пр.), то болельщикам придется искоренять врага внутреннего, поскольку футбольные фанаты склонны к некоторым проявлениям экстремизма сами по себе. Кстати, название новой организации, вероятно намеренно сведенное именно к такой аббревиатуре, звучит в этой связи зловеще (mob – это по-английски неконтролируемая толпа, сброд, хулигански настроенная масса). По данным фонда “Общественное мнение”, у 40% опрошенных футбольные фанаты вызывают негативные чувства, 21% относится к ним безразлично, а 17% – дружелюбно.

Представители фан-клубов уверяют, что их очень много – до 40% столичной молодежи. В любом случае заручиться поддержкой целой армии мобильных и хорошо организованных молодых людей наверняка хотела бы не одна политическая сила. У одного фан-клуба “Спартака” 100 региональных отделений по всей стране – завидная и уже готовая сеть.

Лидеры фан-клубов признаются, что время от времени получают приглашения поучаствовать в политических акциях, а активисты НБП утверждают, что именно футбольные фанаты составляют “боевой костяк” прокремлевских “Наших” (сами “Наши” эту информацию не подтверждают). В любом случае, объединить две самые массовые группы – фанатов ЦСКА и “Спартака” – довольно тяжело в принципе. Тем более тяжело объединить их под каким бы то ни было политическим флагом.

И как ни странно, именно оранжевая революция на Украине – прекрасный тому пример. В стране есть два самых известных футбольных клуба – оба с богатой спортивной историей, с многотысячной и преданной армией болельщиков: киевское “Динамо” и донецкий “Шахтер”. Руководители и владельцы обоих клубов были тесно связаны с экс-президентом Леонидом Кучмой и его неудавшимся преемником Виктором Януковичем. При этом бело-голубые цвета “Динамо” полностью совпадали с цветами сторонников Януковича. И в начале революции многие думали, что стоит президенту ФК “Динамо” Игорю Суркису вывести на улицы армию своих болельщиков, оранжевый майдан будет разогнан вмиг.

Но киевские болельщики, несмотря на любовь к бело-голубому, на улицы так и не вышли. Не помогло даже верноподданническое заявление выходца из “Динамо”, нападающего клуба “Милан” Андрея Шевченко, который поддержал Януковича. А робкая попытка владельцев донецкого “Шахтера” изменить традиционный оранжево-черный цвет формы на политически нейтральный черно-белый вызвала в среде болельщиков резкое неприятие.

Проведя в разгар революции несколько матчей в “гостевой” черно-белой форме, клуб вынужден был вернуться к традиционному оранжевому, а его пресс-служба выступила с официальным заявлением о том, что цветам клуба больше 40 лет, что символизируют они уголь и солнце и что менять их в угоду политическим настроениям никто не собирается, а все разговоры на этот счет являются спекуляциями “недостойных людей”. В итоге два ведущих и популярнейших клуба Украины, несмотря на политические пристрастия собственных владельцев, не смогли помочь экс-премьеру. Потому что спортивные болельщики, даже болельщики какой-то одной команды, – группа неоднородная в политическом, социальном и возрастном отношении. Готовность поддерживать родной клуб их объединяет, а политика может и разъединить. Вполне может оказаться, что для них – как для группы – изменение клубных цветов гораздо важнее смены политического режима в стране.

Так что рассчитывать на политическое приручение московских фанатов нужно с большой осторожностью. А вот попытка примирить фанатов, даже если она не увенчается успехом, безусловно, заслуживает всяческой поддержки. Если болельщики “Спартака” и ЦСКА захотят сразиться друг с другом в футбол или, например, в бильярд или боулинг, а московское правительство, как учредитель МОБ, профинансирует это мероприятие на 50%, что вполне позволяет столичный закон “О молодежи”, то пользы от проекта будет наверняка больше, чем вреда. Правда, по закону финансировать можно только молодежные организации, существующие не менее года, так что до ближайшего турнира “объединенным болельщикам” нужно еще дожить.