От редакции: Севастопольский вальс

Споры и конфликты вокруг Севастополя – главной базы Черноморского флота России – возникают с досадной периодичностью и в прямой связи с пиками обострений в отношениях между Россией и Украиной. Но если для Украины вопрос Севастополя – удобный инструмент давления на Россию в определенных ситуациях, то для нашей страны сохранение Севастополя как базы флота в долгосрочной перспективе – вопрос стратегической важности.

Сразу два высокопоставленных чиновника украинского МИДа на этой неделе напомнили россиянам о Севастополе. Первый замминистра Антон Бутейко заметил, что Конституция Украины запрещает иностранные военные базы на ее территории. А другой замминистра, Владимир Огрызко, заявил, что Украина сейчас формирует свою часть совместной комиссии по вопросам Черноморского флота, в рамках которой пройдут переговоры о принадлежности ряда объектов флотской инфраструктуры, условиях аренды земли и правовых вопросах пребывания российского флота в Севастополе. Лейтмотив обоих выступлений в том, что российским кораблям, возможно, придется покинуть базу до истечения ныне действующего договора аренды (т. е. до 2017 г.).

Очередной выпад украинских властей – продолжение практики использования этого вопроса для давления на Москву при решении тактических задач. Сегодня Киев больше всего беспокоят две проблемы. Прежде всего, это поддержка, которую могут оказать оппозиции российские власти в преддверии парламентских выборов весной 2006 г. Но куда более серьезная проблема для Киева сегодня – выстраивание экономических отношений с Москвой. Ведь уже очевидно, что быстрой интеграции Украины в Евросоюз не будет, вступление страны в ВТО также едва ли произойдет в ближайшем будущем. И значит, именно Россия будет крупнейшим экономическим партнером Украины в ближайшие годы.

Сегодня Киев пытается выстроить эти отношения в максимально выгодном для себя ключе – и сохранить поставки российских энергоносителей по льготным ценам, и не связать себя обязательствами в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Украина не стесняется использовать вопрос о Севастополе как аргумент в этой дискуссии.

России же стоило бы тоже связать экономические вопросы с вопросом о будущем Севастополя как базы российского Черноморского флота в долгосрочной перспективе, в том числе и после 2017 г. Это тем более логично, что для Москвы ЕЭП при всех выгодах расширения общего рынка является в значительной мере геополитическим проектом.

И как для Украины фактически нет альтернатив экономическому сотрудничеству с Россией, так и у нас крайне плохо с альтернативами Севастополю как базе для флота. Это не означает, что альтернативы готовить не нужно. И все-таки новый полноценный договор о базе российского флота в Севастополе – на 50, 100 лет или бессрочный – едва ли не лучший вариант, гарантирующий стратегическое присутствие России на Черном море вне зависимости от колебаний украинской политической конъюнктуры.