Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1457 от 21.09.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Зарплата государства

От редакции: Зарплата государства

Подоходный налог нужно платить не там, где работаешь, а там, где живешь. Эта идея столь же бесспорна, сколь и сложна в реализации. Если эксперимент по переходу на новые правила, который по собственной инициативе проводят четыре российских региона, окажется успешным, его авторам смело можно будет давать государственную премию за вклад в развитие гражданского общества.

Подоходный налог – это плата каждого члена общества за определенный набор государственных услуг. В идеале граждане должны не просто понимать, на что идут их деньги, но и контролировать этот процесс при помощи голосования на выборах за того, кто обеспечит лучшее качество услуг. Если человек исправно платит в бюджет значительные суммы, а возле его дома нет хорошего детского сада, не отремонтирован тротуар, а районная поликлиника разваливается, это отличный повод лишний раз сходить на выборы.

На практике все происходит иначе. Подоходный налог, 30% которого идет в муниципальный, а 70% – в региональный бюджет, перечисляют в казну не граждане, а работодатели, и не по месту жительства, а по месту работы. При этом многие работают и живут не только в разных муниципальных районах, но и в разных регионах (что особенно актуально для жителей Московской и Ленинградской областей). Сколько бы ни платили эти люди, на состоянии окружающей их социальной среды это никак не сказывается.

“Донести” налог до бюджета по месту жительства может либо сам работник (которому придется в этом случае ежегодно подавать декларации), либо работодатель (заполняя вместо одной платежки много), либо казначейство (самостоятельно перераспределяя налоговые доходы между регионами и муниципалитетами).

Первые два варианта вряд ли понравятся гражданам и тем более компаниям (да и налоговикам), а в техническую возможность реализовать третий сценарий федеральные чиновники не верят. Но власти Московской, Пермской, Тверской и Ленинградской областей утверждают, что нашли способ перераспределения денег через казначейство в режиме on-line, и через несколько месяцев обещают поделиться с общественностью результатами эксперимента.

Если региональное ноу-хау сработает, это будет настоящий прорыв, поскольку раньше схожие опыты заканчивались довольно печально. В свое время идеологи налоговой реформы обещали упростить жизнь компаниям, заменив несколько “социальных” взносов на ЕСН. Но вместо одной обещанной платежки бухгалтерам все равно пришлось заполнять восемь, потому что чиновники так и не нашли способ перераспределить налог между фондами собственными силами. И если начинания под девизом “упростить жизнь бизнесу” заканчиваются таким образом, то чего можно ждать от идеи сделать подоходный налог более справедливым? К тому же безусловные выгоды, которые граждане получили бы от нововведения в теории, на практике могут оказаться далеко не такими очевидными. Влиять на правильное расходование собственных налогов при помощи участия в выборах плательщики все равно не смогут – всеобщие выборы губернаторов уже отменены, а выборы мэров упраздняются в некоторых регионах в экспериментальном порядке. Если, затевая налоговую реформу, губернаторы просто хотят заставить Москву и Санкт-Петербург поделиться деньгами, то стоит ли ради этого ломать хорошо отлаженную систему налогового администрирования? А вот если они подразумевают возврат к выборной системе, то их вклад в развитие гражданского общества трудно будет переоценить.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать