Мнения
Бесплатный
Кирилл Харатьян
Статья опубликована в № 1459 от 23.09.2005 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Невыученность

Невыученность

Те, кто бывал когда-нибудь в компании старых летчиков, легко вспомнят, как они, травя служебные байки, повторяют жестами и движениями свой самолет. Вот речь заходит о поворотах – и локти их поднимаются над столом, и весь торс начинает качаться вправо-влево; говорят о закрылках – и вверх-вниз ходят лопатки; рассказывают, как весь задрался хвост, – и чуть привстают со стула, прищуривая глаза... Они едины со своей машиной и чувствуют ее, как собственное тело.

Точнее говоря, были едины и чувствовали. Сегодня, может, только в Кубинке и остались летчики, чей налет соответствует военным нормам. При советской власти у авиаполка должен был быть налет 3500 часов, а у отдельного летчика – 50 часов в год. Если меньше – снимали с довольствия, т. е. не считали год за два. Больше того, тогда было дежурное звено, два члена которого всегда находились на взлетно-посадочной полосе в самолете с работающим двигателем, готовые в течение минуты подняться в воздух. Сейчас ничего похожего нет, а у такого полка, как Лодейнопольский, откуда родом разбившийся Су-27, в лучшем случае 300 часов полета в год, причем летают главным образом командиры.

Так что упавший Су-27 – невинная жертва невыученности летчика. Что бы министр обороны ни объяснял. И слава богу, что обошлось без жертв человеческих. Военная авиация вся сплошь рассчитана на чрезвычайные ситуации, и слышать даже об отказавшей связи немного странно; а уж об отказавшей навигации – забавно. На всех военных самолетах, в том числе и на Су-27, стоят АРК, автоматические радиокомпасы, которые продолжают работать, даже если заглохнет двигатель, – они на аккумуляторах. И стрелка на АРК указывает направление на аэродром назначения. Непонятно и то, что делали другие участники перелета и почему не помогли заблудившемуся Валерию Троянову, если у них была такая возможность.

Летчик, может быть, даже не понимал, что он над Литвой, считал, что в Калининградской области. А повел-то себя он безупречно: выжег топливо, увел самолет от жилых мест. Герой, только невыученный.

Такой же, заметим, невыученный, как российские спасатели батискафа “Приз”, где тоже, к счастью, обошлось без жертв, потому что бедственное его положение, несмотря на секретность, выплыло на поверхность и распространилось по всему миру. И пришла стремительная помощь от людей выученных.

Наши военные отнюдь не спорят с тем, что летчики (и спасатели) у них невыученные. Это же прекрасный аргумент для увеличения расходов на оборону: летчики должны летать, дайте денег на горючее! И дают, по крайней мере на бумаге, – все больше. Но этого почему-то не хватает даже ежегодно сокращаемым полкам ВВС. Количество самолетов, аэродромов и подготовленных летчиков сокращается. Не падает в России лишь количество генералов, каждому из них надо же чем-то командовать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more