От редакции: Непризнанные дети

Вчера президент Владимир Путин в прямом эфире двух федеральных телеканалов на протяжении почти трех часов общался с гражданами России. У работников газеты “Ведомости” тоже накопились вопросы к президенту, которые, к сожалению, вчера задать не удалось. Речь не о политической и экономической ситуации в стране. И даже не о приоритетных национальных проектах. Это личный вопрос, но в то же время и государственный.

Например, системный администратор нашего издательского дома Сергей Скотников за последний год отправил президенту уже два письма в надежде, что глава государства поможет ему оформить гражданство для сына Ивана и дочерей Нади и Маши. И Сергей, и его жена являются гражданами России. Все трое детей родились в Москве. Но чтобы дети получили те же права, что и родители, Сергею пришлось пройти через все круги паспортно-визовой службы – от районного и окружного ОВД до ГУВД г. Москвы и Федеральной миграционной службы, причем никакого результата хождения по инстанциям не принесли. Причина проблемы в том, что жена, с которой он познакомился во время учебы в МГУ им. Ломоносова и которая с 1989 г. живет в Москве, родилась в Молдавии. И в момент рождения детей имела паспорт СССР – т. е. не существующего к тому времени государства. Чтобы получить впоследствии российское гражданство, ей тоже пришлось пройти не одну инстанцию, но сделать то же самое в отношении детей оказалось практически невозможно. “Мы столкнулись с таким безобразием и таким бездушным отношением к людям, что даже теряюсь, какими словами все это Вам описать”, – пишет Сергей Скотников Владимиру Путину. В законе недвусмысленно говорится, что, если один из родителей ребенка имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином РФ. Но в районном и окружном ОВД нашему коллеге объяснили, что случай Сергея очень сложный и что подобные случаи рассматривают только в главном ПВУ города.

Обратившись туда, Сергей выяснил, что подобных случаев огромное множество, и, чтобы взять талон на прием к нужному чиновнику, ему пришлось ночами простаивать в очередях.

После этого выяснялось, что пробиваться нужно было совсем в другой кабинет – и тоже по талону. “Зачем сгонять людей из всей Москвы на Большую Ордынку?

Зачем же так издеваться над людьми? Закон, по-моему, все однозначно говорит. И это безобразие на наши же налоги организовано”, – пишет Сергей Скотников Путину.

Но два обращения к президенту, как и письма уполномоченному по правам человека и к депутату Госдумы по избирательному округу, в котором проживает Сергей со своей семьей, не дали никакого результата. Помог депутат Мосгордумы, и в итоге по его запросу детям нашего коллеги все-таки дали гражданство – но не по рождению, как требовал их отец, а в порядке “изменения гражданства”, что грозит им очередными бюрократическими проблемами при получении паспортов. Теперь Сергей снова пишет письмо главе государства – с требованием, чтобы чиновники все-таки исправили собственную ошибку. “Пока вы им не объясните, что так поступать с законом нельзя, они так и будут томить людей в очередях”, – пишет Сергей.

Мы знаем множество подобных примеров и в нашей компании, и в других – это люди, которые родились в бывших союзных республиках и которых безрезультатное хождение по инстанциям доводит до отчаяния. Чем московские дети – неграждане отличаются от неграждан Латвии, по поводу которых так любят возмущаться наши чиновники? Во время “прямой линии” 19 декабря 2002 г. к Путину обратился прапорщик 201-й дивизии. За боевые действия на таджико-афганской границе он получил звание Героя Российской Федерации, но ни он, ни жена, ни дети не могли при этом стать полноправными гражданами РФ. Через пять дней после прямого эфира герой и его семья получили гражданство по указу президента, и это, конечно, большой позор, потому что Владимир Путин не может и не должен собственноручно решать проблемы каждого избирателя. Тем более что МВД, как и другие силовые ведомства, выведено из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно главе государства и Путин вправе как минимум поинтересоваться, почему стране не нужны ее герои и почему дети российских граждан не могут пользоваться теми же правами, что и их родители. Ведь без гражданства нельзя получить загранпаспорт и даже устроить ребенка в детский сад. Или у нас слишком высокая рождаемость и трое детей – это, с точки зрения паспортно-визовой службы, уже перебор?