От редакции: Сектор престижа

Теория эффективности говорит о том, что в долгосрочном периоде экономическая – т. е. с учетом возможного альтернативного использования капитала – выгода в отрасли должна быть нулевая. При положительной в отрасль придут новые игроки, конкуренция вырастет, а экономическая прибыль уменьшится до того самого нуля (см. колонку Джона Кэя на этой странице). И наоборот – при отрицательной экономической прибыли из отрасли будут уходить игроки, снижая тем самым конкуренцию и улучшая положение оставшихся.

Но это в теории. В жизни же возникают перекосы, в том числе из-за вмешательства государства. Авиаперевозки и автопром часто бывают подвержены таким перекосам. Чиновникам нравятся флаги страны на бортах авиалайнеров, нравятся национальные производители автомобилей. Правительство США в свое время вытащило из беды Chrysler, многие европейские правительства поддерживают или поддерживали своих производителей.

Российский автопром, и прежде всего “АвтоВАЗ”, всегда умело пользовался этой традиционной для многих стран слабостью государства к большому национальному производству. Но запретительные пошлины на импорт иномарок старше семи лет не привели к коренной модернизации российского автопрома. А еще пару лет спустя пошлины наплодили ВАЗу конкурентов – сборочные производства иномарок. Которые стали еще опаснее в 2005 г. после отмены или снижения до 3% (с прежних 15%) пошлин на импорт автокомпонентов.

Новые предложения от “АвтоВАЗа” не заставили себя ждать. Некоторые из них понятны: разрешить списывать на себестоимость расходы на НИОКР, отменить НДС на новое импортное оборудование, пошлины на ввоз импортных автокомпонентов. Но дальше больше: “АвтоВАЗ” хочет госгарантий и/или льготных кредитов из госбанков и инвестфонда.

Но сейчас есть уже два новых инструмента развития для этого проблемного сектора (сектора, а не избранного производителя!) – беспошлинный импорт автокомплектующих и государственный инвестфонд. Вопрос в достойных проектах. Применение дополнительных инструментов развития рассматривается и скорее всего будет разрешено, но для всей отрасли. Речь идет об отмене импортных пошлин на оборудование – это часть пакета недавних предложений президента (тех, что на 115 млрд руб.). Списание расходов на НИОКР на себестоимость предусмотрено в особых экономических зонах.

Все эти меры в сумме – очень серьезная поддержка для сектора (а не для избранного производителя). Они снизят барьеры для входа в отрасль тем, кто знает или думает, что знает, как получать прибыль на производстве машин в России, и готов вкладывать деньги в закупку оборудования. Такое использование нефтяных денег для стимулирования экономики представляется разумным.