От редакции: В поисках рейтинга

Составители различных международных страновых рейтингов упорно держат Россию внизу своих списков – грустно смотреть на рейтинги коррупции, экономической свободы, инвестиционного климата. Не помогают ни преимущества, подаренные природой и оставшиеся в виде заделов еще с советских времен, ни сверхблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Судя по динамике, ориентирами для властей эти индексы не являются.

Вот и еще один пример. Всемирный экономический форум (World Economic Forum) опубликовал вчера очередной выпуск своего ежегодного доклада о глобальной конкуренции в мире, Growth Competitiveness Index 2005–2006. В рэнкинге из 117 стран Россия занимает 75-е место, опережая Марокко, Филиппины, Алжир и Армению. И совсем немного мы уступаем Азербайджану (69-е место), задолжавшей всему миру Аргентине (72) и Индонезии (74), которая несколько недель назад пережила полноценный финансовый кризис, приведший к девальвации национальной валюты на 10% с начала года и на 4,3% только за август.

Еще более впечатляюще картина выглядит, если сравнить нынешние результаты с прошлогодними. Россия занимала 70-е место в этом же рейтинге в 2004 г. – ту же позицию, что и в 2003 г. Но это было скорее неудачей, ведь в 2004 г. цены на нефть были заметно выше, чем годом ранее. Вкупе с жесткой бюджетной и фискальной политикой Минфина это сильно укрепило позиции России в макроэкономических составляющих рейтинга. И тем более жалко выглядит нынешнее 75-е место. Мы все видели, а автолюбители даже и чувствовали, как цены на нефть преодолевали один исторический рекорд за другим, но сравнительная конкурентоспособность страны все равно упала.

Аналитики WEF при этом не перестают говорить, что есть целый ряд предпосылок, которые могут обеспечить России ускоренный рост и усиление конкурентных позиций в мире. Это и оставшаяся с советских времен система подготовки квалифицированных научных кадров (31-е место из 117), особенно математиков и физиков; наличие специалистов технических специальностей (44/117); и хорошо развитая железнодорожная сеть (23-е из 110); и неплохо развитые телекоммуникации (например, по плотности телефонных линий – 44-е из 117).

Рекомендации по использованию этих факторов не очень оригинальны – эксперты повторяют их из года в год. Слабые места тоже остаются неизменными – это качество госуправления и общественных институтов в целом. Даже небольшое улучшение в этой сфере будет иметь эффект, указывают эксперты. Но ситуация с качеством госуправления лишь ухудшается, а “инвестиции в человека” – соцрасходы на зарплаты бюджетникам вместо инвестиций в качество системы образования и медицины – оборачиваются растратой госресурсов (93-е место из 117), отнимающей конкурентные очки и в макроэкономике.

Минэкономразвития в концепции новой волны админреформы пытается привязать оценку реформ к международным рейтингам. Но не ясно, удастся ли этот подход реализовать – ведь не раз хорошие идеи выхолащивались в бесконечных согласованиях в правительстве (недавний пример – проект закона о раскрытии информации правительством). Сегодня же пренебрежение, с которым власти относятся к положению России в различных рейтингах, заставляет думать, что для них показателем успеха страны является что-то другое. Интересно было бы узнать что.