От редакции: Фонари и помойки

Как их только не называют, эти инструменты бизнеса, – “помойки”, “фонари”, “синяки”, “ежики”, если литературнее, то “фирмы-однодневки”, а если совсем вежливо, то “коротко живущие предприятия”, как предложил один исследователь. Но даже в такой вежливой форме они не нравятся правоохранительным органам, причем не только российским. Хотя нигде полностью избежать их использования и не удается.

Российское МВД недавно предложило бороться с фирмами-однодневками, просто увеличив срок регистрации – поскольку они часто создаются по утерянным или украденным паспортам. “Распознать факт обмана за отведенные государством сроки мы не успеваем. Поэтому предлагаем увеличить срок регистрации фирм до 30 дней”, – заявил представитель следственного комитета при МВД.

Эксперт, хорошо знакомый с ситуацией, говорит, что пяти дней достаточно для проверки данных при регистрации. Нужно только нормально наладить взаимодействие Федеральной налоговой службы (ФНС) и МВД, прежде всего дать налоговикам доступ к базам данных милиции, по которым последняя проверяет действительность паспортов. Сегодня ФНС приходится ждать от МВД ответа на свои запросы и месяц, и два, и шесть – удлинение срока регистрации до 30 дней проблему не решит.

Кроме того, в реальности регистрация фирм все равно длится дольше официальных пяти дней, часто те же самые 30 дней, так что увеличение срока лишь приведет норму в соответствие с реальностью. Целесообразнее, по мнению юристов, было бы направлять извещения владельцу паспорта о производимых от его имени действиях. Можно добавить, что в пределах одного города почта должна вполне успевать доставить письмо адресату за пять дней. (Будем считать, что доставка по Москве заявления Михаила Ходорковского в Центризбирком за две недели – это исключение, произошедшее из-за какого-то технического сбоя.)

Мировой опыт показывает, что проблему фирм-однодневок можно решить, радикально удорожив и усложнив процесс регистрации. Например, в Швейцарии регистрация компании – дело небыстрое и дорогое, требующее участия нотариусов и адвокатов, поэтому однодневок там практически нет. Но готова ли Россия увеличить на порядок минимальный объем уставного капитала для ООО и усилить ответственность посредников при регистрации?

В США и Великобритании с их массовыми системами регистрации однодневок хватает – к таковым, например, относят до 30% фирм в штате Дэлавэр. Но они почти не используются для преступлений в стране, где зарегистрированы: полиция, суды и суровость уголовного наказания не располагают к этому. Зато много возможностей для преступлений создают неэффективная правоохранительная система, “банки-прачечные”, коррупция в судах, на таможне – не там, а здесь. А увеличение срока регистрации юрлиц – это восстановление административного барьера, за снижение которого государству так благодарен честный бизнес.