Досель грозим

Вчера закончились приключения “Электрона” – российского траулера, который несколько дней убегал от норвежских сил береговой охраны. Поимка браконьеров едва не переросла в вооруженный конфликт: на выручку ловцам рыбы выдвинулся Северный флот. Норвежский самолет случайно накинул сеть на оказавшийся неподалеку сейнер – и началась еще одна фаза спасательной операции с участием ВМФ.

Когда министр обороны Сергей Иванов сказал, что “угрозы возникновения вооруженного конфликта с Норвегией нет”, стало ясно: скандал перешел на высший уровень. Чем активнее дипломаты и министры двух стран заверяют, что ситуация не стоит выеденного яйца, что нет и речи об осложнениях российско-норвежских отношений, тем очевиднее, что осложнения есть. Не всякий раз на выручку нашим рыбакам выдвигаются военные корабли.

И то правда, что такие конфликты – как раз на северо-западном направлении – почему-то участились. Пленение летчика Троянова в Литве – история вроде бы из другой оперы, но аналогия напрашивается.

Дело, похоже, не только в браконьерстве. Не дружим мы с Северной Европой. Ссоримся издавна, а сейчас особенно. Ливонские войны вроде бы в далеком прошлом, “отсель” из Питера шведу давно уже не грозим. Но досель варягов недолюбливаем, и если что случается – старые фобии всплывают как пятна мазута в Балтийском и Баренцевом морях.

Они нас не любят как раз за этот мазут в общих водных пространствах. За подлодки, от которых вечно ждут радиоактивной заразы. За естественную (а во время финской войны – искусственную) убыль финно-угорского этноса на русской земле.

И мы их не любим. За поддержку недружественной нам Прибалтики. За экологическое занудство. За излишнюю щепетильность в вопросах прав человека. За моральную поддержку чеченцев и отказ выдавать Закаева – из-за чего даже пришлось отменять визит Путина в Данию и переносить саммит Россия – ЕС из Копенгагена в более любезный Брюссель.

Историки тут как тут. Почуяли тренд – и предлагают писать в школьных учебниках, что первые Рюриковичи по национальности были все-таки северными славянами. А варяжскую версию их происхождения наука опровергла.

Проштрафившегося летчика Троянова в России встречали как героя. Капитана траулера Валерия Ярыгина (пора уже всем узнать и запомнить имя этого героя) тоже, вероятно, ожидают почет и слава: не дался живым врагу, под угрозой затопления из последних сил рулил к родным берегам. Никто, думаю, не удивится, если какая-нибудь патриотическая партия на очередных выборах составит такую первую тройку: Квачков, Ярыгин, Троянов. По нынешним настроениям подобный список имеет неплохие электоральные шансы.