Последний красный

Владимир Каданников попросился на пенсию. С уходом из бизнеса председателя совета директоров “АвтоВАЗа” – самого знаменитого красного директора – кончается и эпоха этих начальников. Приватизация дала нам разные примеры красных директоров. Сонм безвестных руководителей заводов, скупивших акции у своих рабочих, а затем перепродавших их, профукавших или перестроивших бывшие цеха в “бизнес-центры”. Дала Николая Борцова, превратившего “планово-убыточный” консервный заводик в Лебедяни в крупнейшего производителя сока в стране. Дала Таймураза Боллоева, создавшего из недостроенного советского пивзавода второго по величине производителя пива в Европе. И дала Каданникова.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Что было бы с “АвтоВАЗом”, если бы Каданников ушел раньше? Или его бы вообще не было? Мы имеем разные примеры смены собственников на отечественных автозаводах. Сравнительно успешный – УАЗ: получившая контроль над предприятием “Северсталь” запустила в производство новую модель “Патриот” и начинает сборку корейских внедорожников. Другой пример – ГАЗ: владеющий им “Базэл” так и не сумел договориться о сотрудничестве ни с Fiat, ни с Nissan, и основа благосостояния завода – поставленная на конвейер еще при красном директоре Николае Пугине “ГАЗель”.

Но УАЗ и ГАЗ выпускают нишевые автомобили и не могут сравниться с волжским автогигантом. У “АвтоВАЗа” было все: практически монопольное положение, сбытовая сеть по всей стране, “сервисы” в каждом десятом гараже, лояльность покупателей, уверенных, что “Жигули” обходятся в обслуживании дешевле иномарок, – отличные перспективы. Осталась только надежда.

Бывший министр экономики Евгений Ясин назвал Каданникова “государственным человеком”. Но если Каданников и был таковым, то в худшем значении этого слова: “государственником”, уверенным, что он лучше всех знает, что нужно его народу, и что народ должен это с благодарностью принимать. Но и про интересы собственно государства такие “государственники” с легкостью забывают, когда дело касается их личной выгоды – и “АвтоВАЗ” Каданникова в 1996 г. просто перестал платить налоги, получив таким образом деньги для запуска в производство 10-го семейства. А вся энергия “государственника” уходила на “освоение финансирования”, “защиту отечественного товаропроизводителя” и лоббирование повышения таможенных пошлин на иномарки и отсрочки введения более строгих экологических нормативов для двигателей.

И вот, проиграв рынку, Каданников уходит. В стране уже есть заводы Renault и Ford – что будет с “АвтоВАЗом” и миллионным Тольятти, если свой завод построит еще и Volkswagen (а китайцам и заводов строить не надо – их машины даже с учетом пошлин и так вне конкуренции по цене)? Найдется ли для “АвтоВАЗа” свой Ли Якокка?

А по официальной отчетности “АвтоВАЗа”, Каданникову принадлежит 0,005% акций ($34 000 по текущим котировкам). Если это правда и за годы руководства “АвтоВАЗом” его гендиректор не сумел сколотить даже личного состояния, то позвольте спросить: Владимир Васильевич, ради чего вы жили последние 20 лет, чем вообще занимались?