Магнат из Грузии

Еще один предприниматель решил распрощаться с большим бизнесом в России. На прошлой неделе было объявлено о том, что свою долю в “Объединенных машиностроительных заводах” продал создатель компании Каха Бендукидзе. “В какой-то момент я понял, что всю жизнь заниматься бизнесом мне лично неинтересно”, – рассказывал предприниматель “Ведомостям” перед своим отъездом в Грузию. Бендукидзе хотел освободиться от рутины и стать вольным инвестором. Теперь его мечта сбылась. По словам источника “Ведомостей”, знакомого с условиями сделки, 42% акций ОМЗ, принадлежавших Бендукидзе и его партнерам, были проданы Объединенной финансовой группе за $50–70 млн. Если это так, то сам предприниматель получил “на руки” $29–41 млн.

Бендукидзе остановил свой выбор на машиностроении. Первый кирпичик своей империи в виде 17% акций “Уралмаша” он приобрел на чековом аукционе всего за $500 000. За несколько лет Бендукидзе довел свою долю до контрольной, что обошлось ему максимум в несколько миллионов долларов. А затем на базе “Уралмаша” он стал формировать ОМЗ. Но при росте доходов стоимость компании за три года не изменилась, застыв на отметке $180–190 млн. А ведь Бендукидзе рассчитывал, что к 2007 г. капитализация ОМЗ вырастет в 3–4 раза. Подкосила и агрессивная политика в сфере слияний и поглощений. Новые приобретения компания финансировала за счет займов. Этот “снежный козырек” нависает над ОМЗ до сих пор – при общей задолженности в $245 млн $140 млн составляют кредиты сроком до года. Самостоятельно ни Бендукидзе, ни нанятые им менеджеры справиться с этой проблемой не смогли. Очевидно, что такая задача под силу лишь крупным инвесторам, таким как Газпромбанк, структурам которого и прочат покупку ОМЗ.

По российским меркам это очень скромная сумма. Любой другой олигарх при продаже своего бизнеса может рассчитывать даже не на сотни миллионов, а на миллиарды долларов. Но такой исход Бендукидзе сам “запрограммировал” еще с десяток лет назад. Бизнесом он начал заниматься еще во времена СССР. Биолог по образованию, в 1987 г. он начал свой бизнес – неудачно. Зато нашлись друзья, которые пригласили его к себе в фирму по производству биохимических препаратов. Заработанные таким образом средства позволили поучаствовать в приватизации. Но на акции предприятий нефтянки он не претендовал из-за высокой конкуренции, а из металлургии его со временем вытеснили.

Бендукидзе теперь, скорее всего, окончательно эмигрирует из России. Полученных им денег маловато на реализацию какого-либо значимого проекта здесь. Зато возможностей полным-полно в Грузии. Там он и сможет войти в когорту крупнейших инвесторов.