От редакции: Чувство дома

Квартирный вопрос – один из самых “близких к телу” и потому остро чувствительных. Много внимания, по крайней мере на уровне деклараций, уделяет ему и власть. Но реальный сигнал – готовность потратить деньги – появился лишь недавно. На программу обеспечения россиян доступным жильем пойдет 64 млрд из 145 млрд руб., выделенных в 2006 г. на президентские проекты.

Проблема в том, что социальная чувствительность темы резко повышает риск популистских решений, т. е. таких, которые всем нравятся, но оказываются бессмысленными и даже опасными в долгосрочной перспективе. Тревожный сигнал: сугубо на социальные расходы, в частности на приобретение жилья и субсидии для разных категорий льготников, отводится 30 млрд из 64 млрд руб., выделенных на жилищную часть пакета президентских законопроектов в 2006 г. Речь не о том, что социальная ипотека плоха, а о том, что ее нужно строить на базе некоей стабильной системы, а не на эфемерных нефтяных доходах государства (см. статью “Ипотека без популизма” на стр. А4).

Результаты последнего исследования фонда “Общественное мнение”, посвященного ипотеке, также могут спровоцировать власти на поспешные шаги. Из тех 26% респондентов ФОМ, кто не отвергает мысль об ипотеке, брать кредит при нынешнем уровне ставок (14–15% в рублях) готовы лишь 5%. А вот при ставке 7% кредитоваться будут уже 17% опрошенных. Учитывая, что одна из целей президентской программы по доступному жилью – обеспечить ипотекой 30% граждан через пять лет, соблазн броситься строить очередной “коммунизм” к 2010 г. – или к 2008 г. – оказывается велик. Тем более что в июне 2005 г. депутаты Госдумы уже предлагали пустить нефтяные сверхдоходы на субсидирование ставки по ипотеке, чтобы понизить ее до 6% годовых в рублях.

Такое ускорение в традициях коллективизации и индустриализации всей страны скорее создаст новые проблемы, чем решит старые.

Во-первых, даже 5% готовых взять ипотечный кредит в течение года (результаты весеннего опроса того же ФОМ) – это спрос, который банки едва ли в состоянии сегодня удовлетворить. Это признают и сами банкиры.

Во всем том, что касается рефинансирования ипотеки через фондовый рынок и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, с начала года ничего не изменилось. Необходимых подзаконных актов к закону 2003 г. об ипотечных ценных бумагах все еще нет, и выпускать ипотечные бумаги для привлечения средств с рынка по-прежнему нельзя.

Во-вторых, меры стимулирования жилищного строительства – госгарантии и субсидирование процентных ставок для построения коммунальной инфраструктуры для строительных участков – еще только запланированы на 2006 г. в рамках системной части жилищного президентского нацпроекта. А эффект от этих мер в виде роста объемов жилищного строительства проявится еще позже. Искусственно же подешевевшая ипотека сразу вызовет лавинообразный рост спроса на жилье и, естественно, взрывной рост цен. Снижение ставки по кредиту в итоге ничего не даст. Ипотека останется недоступно дорогой из-за того, что суммы необходимых кредитов вырастут больше, чем доходы граждан. Это тот же замкнутый круг, что и с ростом зарплат бюджетников, съедаемых разогнанной этим же повышением инфляцией.

Российские власти нередко игнорируют общественное мнение, когда им это нужно. Сегодня было бы правильно как раз воздержаться от резкой реакции на кажущуюся дороговизну ипотеки для граждан. Если уж что и следует ускорять, так это запуск полноценной системы рефинансирования через ипотечные ценные бумаги и либерализацию монополизированных строительных рынков в Москве и регионах. А заемщики подтянутся. Спрос на куда более дорогие потребкредиты (ставки доходили до 66% годовых!) вырос с 141,2 млрд руб. в начале 2003 г. до 616,5 млрд руб. в начале 2005 г.