От редакции: Кто pasaran?

В ближайшее воскресенье, 27 ноября, несколько демократических организаций намечали провести антифашистское шествие под девизами “Москва без фашизма!” и “Нет фашизму в Москве!”. По словам представителей партии “Яблоко”, шествие должно было стать ответом нашумевшему “правому маршу” 4 ноября. Партия “Родина”, в свою очередь, планировала манифестацию с предвыборными лозунгами и требованиями социальных гарантий.

Столичные власти решили возникшую проблему просто – они отказали обеим партиям. Чиновники уверяют: отказ вызван техническими причинами и заботой о простых, неполитизированных москвичах. Шествия в центре Москвы, дескать, прервут движение транспорта. Кроме того, власти опасаются за безопасность участников столь масштабных мероприятий. И предлагают провести менее многочисленные митинги на площади Белорусского вокзала.

Неофициально инициативной группе “Родины” сообщили, что отказ вызван тем, что заявка на то же время и маршрут уже подана “Яблоком”. Сторонникам этой последней, в свою очередь, чиновники говорили, что место занято “Родиной”. Между тем антифашисты предлагали два варианта движения своей колонны, а “родинцы” – сразу четыре.

Понять логику действий столичного правительства и легко, и нелегко. Может быть, появление на улицах Москвы сторонников “Родины” с лозунгами, похожими на известный предвыборный ролик, уронило бы авторитет столичных властей? А “правый марш” не уронил? Может быть, городские власти опасаются, что акции соперников партии власти прибавят оппозиции популярности накануне выборов и увеличат ее представительство в городском парламенте? Может быть, разрешение антифашистской манифестации могло вызвать раздражение федеральных чиновников и силовиков, которые негласно поддерживают организаторов “правого марша” как силу, способную противостоять “оранжевой угрозе”? Беспокоиться есть о чем, ведь именно депутаты по новому закону будут утверждать преемника Юрия Лужкова.

Больше того: на всякий случай вчера московские чиновники на заседании городской антитеррористической комиссии запретили на период с 27 ноября по 6 декабря проведение любых демонстраций. Пикеты и митинги, правда, разрешаются. Получается, что под запрет могла бы попасть, к примеру, даже небольшая демонстрация ветеранов Московской битвы, которые захотели бы отметить день перехода Красной Армии в контрнаступление под Москвой.

Как бы там ни было, а в конце концов получилось, что разменной монетой в предвыборной городской политике оказались опаснейшие националистические проявления. Так называемый “правый марш” с шовинистическими лозунгами и квазинацистской символикой провести можно. А антифашистский – нельзя. Так решили власти Москвы.