От редакции: Странная победа

В конце прошлой недели Владимир Путин предложил депутатам смягчить требования к зарубежным некоммерческим организациям (НКО). Иностранным и международным неправительственным объединениям могут разрешить продолжить свою деятельность без преобразования в российские общественные организации, а также могут позволить избежать двойного (со стороны налоговиков и органов Минюста) контроля за финансовой деятельностью. Наконец, глава государства рекомендовал ограничить перечень причин для отказа в регистрации российских НКО. При этом контроль за текущей деятельностью общественных организаций, как исключительно российских, так и имеющих зарубежных учредителей, и их соответствия уставу государство сохранит.

Многие решили, что власть снова сыграла в плохих бояр и доброго царя. Действительно, это не первый случай, когда президент требует исправить нормы закона, ограничивающие основные гражданские права – свободу убеждений, слова и собраний. Дважды – в ноябре 2002 г. и в ноябре 2004 г. Путин предотвратил принятие поправок в ряд законов, ставивших работу журналистов в горячих точках под контроль пресс-служб силовых структур. В 2004 г. президент потребовал смягчить положения закона “О митингах и шествиях”, запрещавшие гражданам проводить манифестации рядом с органами власти.

На этот раз все похоже, но не совсем. Инициатором внесения поправок был президент, не раз заявлявший о недопустимости финансирования политической деятельности из-за рубежа. Понятно, что власть вряд ли всерьез намеревалась поставить под контроль денежные потоки ассоциаций феллинистов, кинологов или нумизматов. Речь шла о нейтрализации потенциальных русских изданий “Поры” или “Кмары”.

Поначалу протесты российских правозащитников, в том числе официальных – Эллы Памфиловой, Владимира Лукина и членов Общественной палаты, – услышаны не были. Спикер Госдумы Борис Грызлов сказал лишь, что создана рабочая группа и она во всем разберется.

Но одновременно с россиянами в диалог с нашими властями вступили и защитники западных общественников.

В неофициальных беседах США и ЕС в обмен на отказ от резких мер в отношении иностранных НКО обещали российскому руководству решить проблемы на переговорах по вступлению в ВТО и не чинить препятствий будущему председательству Москвы в Совете Европы. Заметим, что публичных требований практически не было – действовали кулуарно, чтобы не вызвать резкую реакцию российского президента, который публичного давления не любит. Желая того или нет, Запад сыграл в российском стиле.

Исполнительная власть внешне среагировала на предложения общественности. Президент обсудил законопроект об НКО с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным, провел совместную встречу с Грызловым и Памфиловой и, наконец, направил свое заключение на проект в Госдуму. Кремль в этой ситуации сохранил лицо перед Западом и сохранил внутренние рычаги давления. Закон даже с нынешними поправками дает однозначный ответ на вопрос, будет ли гражданское общество контролировать государство или наоборот. Будет наоборот.