От редакции: С царем в головах

Президент Владимир Путин в последнее время особенно много колесит по свету и по стране, непрерывно решая проблемы, улаживая споры и договариваясь о прокладке трубопроводов. Хорошо, когда у страны дееспособный президент. Но хорошо ли, что официальныйпиар чем дальше, тем доступнее разъясняет нам, что без главы государства ни одно важное дело в стране не делается? Действительно что ли – не делается?

Вчера на саммите Россия–АСЕАН в Куала-Лумпуре Путин договорился с премьером Китая Вэнь Цзябао о совместной работе по ликвидации последствий загрязнения Амура бензолом. Договоренность очень важна: масштаб катастрофы огромен, Китай же не спешит информировать Россию о ней – об аварии стало известно лишь через 10 дней, а власти Хабаровского края, который принимает главный удар на себя, еще неделю назад жаловались, что китайцы не допускают их к исследованию масштабов загрязнения. Теперь, когда этот вопрос решен, совместная работа специалистов, будем надеяться, заметно уменьшит ущерб от катастрофы.

Президент пару дней назад, сыграл решающую роль в смягчении откровенно драконовского законопроекта о регулировании деятельности некоммерческих организаций в России, дав отмашку на написание заключения, предлагающего отменить двойной финансовый контроль и необходимость регистрации иностранных НКО как местных общественных организаций. Ранее Госдума легко приняла “жесткую” реакцию закона в первом чтении и игнорировала протесты правозащитников и даже Общественной палаты, готовясь окончательно закрутить гайки во втором чтении. Но президентские указания игнорировать не стали – второе чтение перенесли, и практически все ждут смягчения норм для иностранцев.

Не чурается президент и малых дел: в прямом эфире с Путиным разрешились проблемы прапорщика-героя из Таджикистана с его гражданством и водопроводные беды старушки из Ставрополья. А 9 декабря президент выделил из резервного фонда 8 млн руб для ремонта школы-интерната для детей с отклонениями в развитии и еще двух школ в регионах, а 11 декабря –6,18 млн руб. на ремонт Правобережной муниципальной центральной районной клинической больницы в Беслане.

Можно порадоваться за детей и их родителей, которым повезло со этими школами и больницей.

Но не дают покоя вопросы. Почему именно эти объекты получили деньги от президента? А почему эти проблемы не решают те, кому это положено по статусу – муниципалитеты (о чем прямо сказано в названии больницы)? И нужно ли считать единственной гарантией решения проблем простого человека попадание “в телевизор” при общении с президентом?

То же и с более масштабными проблемами: будет ли Китай сотрудничать, если вдруг не дай бог случится еще какая-нибудь авария, или опять станет отмалчиваться? И зачем нужна многолюдная Общественная палата, представляющая общественность, если парламент, также представляющий эту общественность, может спокойно от ее мнения отмахнуться?

Решение конкретных проблем “именем президента” и лично президентом – мощный имиджевый ход, показывающий заботу властей о людях. Но такие “точечные удары” аналогичны тому, как если бы полководец вместо составления плана битвы лично ходил бы снимать часового. Не его это дело. Его дело – командовать, а дело политика – формулировать политику. Не имея четко определенных приоритетов, чиновники начинают прямо противоречить друг другу: глава Высшего арбитражного суда борется с перегрузкой судов введением внесудебных штрафов, а таможенники и налоговики тем временем получают от начальства приказ судиться до последнего. Министры пугают демографическим кризисом, стараясь поддержать рождаемость ростом выплат, а Минобороны урезает “отцовские” отсрочки. Правительство требует развивать высокие технологии, но то же Минобороны вот-вот “забреет” последних молодых ученых, кто не уехал за границу, а работает на российский ВПК. Президент вслед за президентом требует прекратить “налоговый террор”, но поправки Минфина в НК его лишь ужесточают.