От редакции: Вклад потребителя

Все более усиливающаяся потребительская активность российского населения и Росстат, который ее фиксирует, преподнесли сюрприз экспертам и Минэкономразвития – в III квартале 2005 г. экономика выросла на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Результат поразил многих: в I и II кварталах 2005 г. экономика росла всего на 5,2% и 6,1%. Мало кто ждал, что в июле – сентябре рост превысит 6,2–6,3%.

Специалисты объясняют удививший их результат ускорением в секторах, не конкурирующих с импортом и пожинающих плоды потребительского бума, т. е. успехами стройиндустрии и розничной торговли.

Развитый внутренний потребительский рынок – фактор устойчивости роста экономики. Интересный пример – Китай: исследование, проведенное недавно Национальным бюро статистики Китая, показало, что сектор услуг в китайской экономике больше, чем считалось ранее, на $250–300 млрд (около 18% ВВП страны). Еще важнее цифр то, что крупный развивающийся сектор, ориентированный прежде всего на внутреннее потребление, делает структуру китайского “народного хозяйства” более сбалансированной, а рост – более устойчивым. Темпы роста инвестиций – главного локомотива – уже не так сильно влияют на экономический рост.

Для нас важно то, что растущий внутренний рынок может стать защитным буфером для экспортно-ориентированной экономики в случае кризиса на мировых товарных или финансовых рынках в будущем. Потребление стало буфером в США после сдутия пузыря на фондовом рынке и террористического удара 11 сентября 2001 г. Им же оно является сегодня и в России.

Причины очевидны. Реальная (с учетом инфляции) средняя зарплата у нас выросла на 36,6% за период с начала 2003 г. по конец III квартала 2005 г. Объемы же выданных населению банками кредитов за этот же период выросли в 6,8 раза, почти до 1 трлн руб., констатирует ЦБ. А эксперты рейтингового агентства Fitch не исключают, что такие же высокие – под 100% в год – темпы роста этого рынка сохранятся еще на какое-то время.

Беда в том, что российский рост основан на потребительском буме, который, в свою очередь, связан с дорогой нефтью. Цены на нефть – образец непредсказуемости, а стагнация нефтедобычи почти не позволит скомпенсировать их падение ростом экспорта.