Положено

Вскоре после московских выборов моя пожилая мама практически поставила меня в тупик вопросом-утверждением: “А ты ведь, наверное, за “Единую Россию” голосовала”. Вопрос вполне невинный, и в замешательство он поверг меня в основном потому, что маме-то прекрасно известна моя аллергия на официоз и “стройные ряды”. Но дальнейшее объяснение расстроило еще больше. “Ты ведь начальница, – справедливо заметила она. – А разве начальникам теперь не положено вступать в “Единую Россию” и за нее голосовать?”

Она прекрасно помнит, как практически все начальники должны были быть коммунистами, ведь беспартийному никак нельзя было доверять руководство другими строителями коммунизма. К руководящей должности даже низового уровня в нагрузку прилагался партбилет, который, правда, имел и обратную силу – многим именно он помог стать крупными руководителями даже при очень скромном профессиональном уровне. Выходит, рядовые обыватели новой, свергнувшей коммунизм России теперь поняли, что место незабвенной КПСС просто заняла новая партия с новым названием, но с прежней сутью – это партия начальников.

Впечатление о безальтернативности “ЕдРа” сформировалось не на пустом месте. Конечно, постаралась и пропагандистская машина (ведь, например, Глеб Павловский прямо говорит с телеэкрана, что “Единая Россия” – единственная реальная партия в стране), но есть и вполне объективная реальность. Все больше руководителей крупных компаний не просто солидаризуются с “единороссами” в рамках своих общественных объединений, но и получают партбилеты “реальной партии”. Вот на этой неделе партийные ряды пополнили несколько крупных бизнесменов – директора кондитерских фабрик “Бабаевский” и “Рот Фронт” Михаил Зайченко и Виктор Палатов, а также исполнительный директор металлургической группы “Мечел” Алексей Иванушкин и вице-президент той же группы по связям с госорганами Виктор Трегубко. Ну последнему-то давно пора в “Единую Россию”, ведь там уже развил бурную деятельность его коллега из конкурирующей группы “Евраз” Отари Аршба.

Вообще, всем специалистам крупных компаний по связям с госорганами – а прямо говоря, лоббистам – неплохо бы поскорее получить партбилеты. А то ведь того гляди госорганов останется только два – Кремль и лояльная ему партия парламентского большинства (она же еще и источник кадров для будущего партийного правительства). Интерес директоров и владельцев бизнеса к партийной деятельности тоже объясним – дело заставляет их быть как можно ближе к источнику принятия решений, влияющих на это дело. А вот зачем партия активно призывает в свои ряды бизнесменов? Не нашла ни одного убедительного объяснения. Кроме разве что кризиса жанра и кадрового голода.