От редакции: Угадать настоящее

По сложившейся традиции в начале года МЧС России обнародует прогноз природных и техногенных катаклизмов. Внимательные читатели к этой страшилке успели привыкнуть, ждут ее и гадают о будущем.

МЧС предполагает, что в наступившем 2006 г. число пожаров, ДТП и авиакатастроф увеличится на 20%. Будут падать вертолеты и самолеты. На Сахалинской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной железных дорогах ожидается около 50 крупных происшествий. Есть список предприятий, на которых наиболее вероятны аварии с выбросом опасных веществ. На шахтах будет взрываться метан, а на объектах ЖКХ – прорываться трубы.

Сохранится повышенная сейсмическая активность на Дальнем Востоке. Там же и в Южном федеральном округе прогнозируется наибольшее количество экстремальных метеорологических явлений. В Сибири, на Северо-Западе и на Юге ожидаются наводнения и сильные ветры. В Центральном, Приволжском и Южном округах вырастет число природных пожаров. Серьезной опасностью станет птичий грипп, вирус которого, по мнению МЧС, мутирует и начнет передаваться от человека к человеку. В результате в России может заразиться 27 млн человек.

Что такое прогнозы МЧС и кому они в действительности могут и должны быть полезны? Спасатели прогнозируют природные ЧС на основе данных метеорологов. Техногенные – на основе данных таких организаций, как Ростехнадзор, о техническом состоянии объектов и производств. Фактически МЧС сводит информацию, поступающую от множества специалистов.

Нетрудно угадать, что весной в Сибири будет половодье, а на Сахалине могут случиться землетрясения. Это значит только то, что у сибирских подразделений МЧС должны быть лодки, а у дальневосточных – сейсмодатчики.

А вот предугадать, что в январе в Центральной России целую неделю будет стоять трескучий мороз, – это сложно. К примеру, в прошлом прогнозе МЧС на январь 2006 г., доступном на сайте министерства, ничего не говорится об аномально низких температурах и их техногенных последствиях. Предугадать прошлогодний московский блэкаут МЧС тоже не смогло и действовало недостаточно расторопно, так что по итогам его преодоления даже не удостоилось похвалы президента.

Сложно было предсказать, например, и железнодорожную аварию в Тверской области в июне, когда сошли с рельсов и опрокинулись 24 цистерны с мазутом. Первые доклады МЧС свидетельствовали о том, что все под контролем, мазут собирают, в Волгу ничего не попало. Однако в Волгу в результате попало, и сообщали об этом местные власти, которых очень не устроило освещение аварии в федеральных СМИ.

МЧС обычно оговаривается, что прогноз на предыдущий год “в целом оправдался”, а количество ЧС сохранилось “на уровне средних многолетних значений”. Вот и в 2005 г., по данным министерства, число природных бедствий осталось в пределах среднемноголетних значений, а число ЧС техногенного характера снизилось. Как и предсказывали. Впрочем, статистику и сопоставление прогнозов по ЧС с фактом ведет само министерство. Но с ним никто не спорит – возможно, потому, что никого это не интересует. Ну, придумало министерство себе занятие – для пиара хорошо, а для выбивания бюджетного финансирования еще лучше.

Такие прогнозы по определению носят приблизительный и количественный характер и ничего чрезвычайного предугадать не помогают. Это не предсказание будущего (хотя очень хотелось бы, чтобы это было именно предсказание), а лишь констатация уже существующих проблем. Это картина сегодняшнего, а не завтрашнего дня.

Так что практической ценности для самих спасателей в этой картине немного. Но сами по себе эти указания на “узкие места” в стране – очень ценная информация. Она могла бы принести большую пользу государственным структурам, особенно тем, которые отвечают за инвестиционные решения, а также и бизнесу. Особенно если бы эти данные воспринимались не как сомнительный “прогноз погоды”, а как справочник по реально назревшим проблемам сегодняшнего дня.