От редакции: Власть депутатам

Виктор Ющенко намерен провести в марте одновременно с парламентскими выборами референдум. Президент Украины попытается вернуть себе право назначать правительство. Конечно, у президента Украины перед глазами есть пример Владимира Путина и Александра Лукашенко, которые в последние годы расширили сферу своих прерогатив. Первый фактически назначает губернаторов и через них – половину членов Совета Федерации. Второй внес поправки в Конституцию, которые позволяют ему баллотироваться на третий срок. Лукашенко может лично без объяснения причин прекращать полномочия судей Конституционного и хозяйственных судов. При этом экономика России и Белоруссии росла быстрее, чем украинская, а рейтинг Владимира Путина и Александра Лукашенко значительно выше, чем у их киевского коллеги.

Противостояние между президентом Ющенко и Верховной радой – еще один повод для противников парламентской демократии подчеркнуть недостатки этой формы республиканского строя. Именно она, по мнению сторонников сильной президентской власти, мешает эффективности управления. Историки напоминают в этой связи о судьбе Речи Посполитой в конце XVIII в. Власть в стране была парализована из-за того, что любой закон мог быть провален в сейме из-за единственного голоса “против”. В итоге Пруссия, Австрия и Россия, используя подкуп депутатов, разделили Польшу между собой. В современной истории парламентаризма есть немало примеров, когда парламентские дебаты тормозят важнейшие экономические решения.

Но вектор развития демократии в мире все равно направлен в сторону укрепления власти парламентов. Сейчас среди развитых стран остались две классические президентские республики – США и Франция, где глава государства играет решающую роль при формировании кабинета министров. Однако во Франции после окончания полномочий Жака Ширака в 2007 г. парламентарии поставят вопрос о поправках в Конституцию 1958 г. и закон о правительстве, которые позволят им предлагать кандидатуры министров. Президентские республики, уверены многие правоведы, необходимы в переходный период от авторитарного строя к демократии. Демократический лидер с широкими полномочиями должен сглаживать противоречия между политическими силами. В частности, такая модель была использована в Чехословакии и Польше в начале 1990-х гг. В Польше укрепить прерогативы президента пришлось после того, как раздрай между многочисленными группировками в сейме едва не привел к параличу власти. Однако уже в конце 90-х обе страны изменили баланс полномочий в пользу представительной власти – именно депутаты предлагают и утверждают состав кабинета министров. Права парламента расширяются не только в посткоммунистических государствах, но и в развитых странах Европы. В частности, в 2004 г. в Финляндии был принят закон, по которому президент лишился права даже предлагать кандидатуры на министерские посты.

Проблемы власти в развитых парламентских республиках разрешаются, как правило, незаметно и не затрагивая интересов рядовых граждан. А большие амбиции маленьких партий хотя и доставляют хлопоты политической элите, но в отличие от чрезмерного усиления исполнительной власти не ведут к серьезному ущемлению прав простых граждан.