Статья опубликована в № 1538 от 25.01.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Из чужого кармана

От редакции: Из чужого кармана

Махинации с незаконным возмещением НДС из бюджета и борьба с ними – важнейшая тема для бизнеса сегодня. Масштабы злоупотреблений растут, и ответные меры со стороны государства становятся все более жесткими. Но это фактически означает, что государство заставляет бизнес платить за слабость и неэффективность своих институтов и коррумпированность госчиновников.

НДС – один из основных по объему и собираемости налогов страны. Цифры говорят сами за себя: из 5 трлн 168,49 млрд руб. налогов, собранных в бюджет за 11 месяцев 2005 г., на НДС приходится 957,5 млрд руб., или 18,5%. Причем доходы от НДС росли быстрее, чем налоговые доходы бюджета в целом, – на 40% против 31% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Не менее важно, чем цифры, и то, что НДС – главный ненефтяной налог. Именно поэтому большинство экономических экспертов выступали против предложения снизить НДС за счет нефтяных сверхдоходов бюджета – такой шаг усилил бы и без того огромную зависимость бюджета от цен на энергоносители.

Неудивительно, что махинации с незаконным возмещением НДС из бюджета вызывают очень нервную реакцию государства. Точных цифр незаконно возвращенных налогов нет, но бурный – с 27% до 48,2% – рост отношения возвращенного НДС к полученному бюджетом в 2001–2005 гг. относят в заслугу прежде всего мошенникам.

Однако найти принципиальное и быстрое решение проблемы незаконного возврата НДС чиновникам никак не удается. Идей хватает, их спектр очень широк: от введения пресловутых спецсчетов для НДС до полного отказа от его возмещения экспортерам, от ужесточения и затягивания по срокам процедуры регистрации компаний до введения ответственности компаний за действия своих контрагентов. Но все они либо малоэффективны, либо труднореализуемы, либо слишком разрушительны для бизнес-среды, либо все это вместе.

К тому же даже самая лучшая идея может быть сведена на нет плохой реализацией или коррупцией исполнителей. Например, Минфин признает, что переход к уплате НДС по начислению, за который он и ратовал, упростил жизнь мошенникам. А бывшие и действующие налоговики в частных беседах говорят, что незаконное возмещение НДС невозможно без участия работников таможни и самой ФНС, причем не одиночек, а “целых коллективов сотрудников из различных органов”. Более того, по признанию одного из сотрудников ФНС, часто возмещение НДС без суда получают именно мошенники, а честных налогоплательщиков отправляют в суд.

Получается, что потери бюджета от незаконного возмещения НДС не что иное, как плата за коррупцию и неэффективность госорганов: за то, что никак не могут создать единую базу ФНС и таможни; за то, что ФНС не может быстро получать от МВД информацию о потерянных и украденных паспортах при регистрации фирм; за провал административной реформы и за многое другое.

Но у госорганов сегодня практически нет стимулов решать эти проблемы, ведь потери фактические оплачиваются из чужого кармана – кармана бизнеса, путем максимального усложнения и затягивания процесса возмещения НДС и ужесточения его администрирования. Это легче, чем повышать эффективность, в корне менять принципы работы. Но пока за ошибки платит кто-то другой, надеяться на решение проблемы сложно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать