От редакции: Без нас безопаснее

Тема зависимости крупнейших стран и экономик мира от источников жизненно важных энергоносителей, расположенных в нестабильных странах и регионах, окончательно обосновалась на верхней строчке мировой повестки дня. И вопрос обеспечения энергетической безопасности как лейтмотив саммита “большой восьмерки” в Санкт-Петербурге летом 2006 г. не будет казаться надуманным. Однако видение путей решения этой проблемы на Западе сильно отличается от российского.

Если для России важнее укрепление позиций страны на мировых энергетических рынках, то для стран-потребителей главное – повышение энергоэффективности как способ борьбы с зависимостью от “бензиновых государств”. “Если мы не уйдем от зависимости от нефти и не переключимся на возобновляемые источники энергии, это скоро изменит нашу жизнь к худшему, причем в гораздо большей степени, чем коммунизм когда-либо мог этого добиться” – это не цитата из речи Буша. Это из статьи влиятельного журналиста Томаса Фридмана, опубликованной в New York Times за несколько дней до обращения. Важно то, что этот текст хорошо передает настроения американской элиты. По мнению Фридмана, нынешнее обращение Буша должно было стать аналогом речи Джона Кеннеди в 1961 г., в которой тот призвал Америку сплотить усилия нации, чтобы отправить человека на Луну и сократить отставание от СССР в космической гонке.

Может быть, и без такого эмоционального накала, но вопрос зависимости экономики США от все более дорогих энергоносителей действительно оказался одной из главных тем послания, точнее, его второй части (в первой – международный терроризм и насаждение демократии в мире). Буш поставил цель снизить к 2025 г. импорт нефти с Ближнего Востока на 75% от нынешнего уровня. Впрочем, он не говорил о российских нефти и газе как об альтернативе этим поставкам. По мнению Буша, США должны делать ставку на рост энергоэффективности экономики и альтернативные нефти источники энергии – атом и возобновляемые, вроде солнечной, ветряной и растительного этанола. Для развития этой сферы предлагается увеличить госассигнования на научные разработки в энергетической сфере, стимулировать применение энергосберегающих технологий налоговыми кредитами домохозяйствам и компаниям. Наконец, развивать преподавание математики и точных наук в школах, для чего для школы будет дополнительно подготовлено 70 000 учителей. В итоге больше студентов должны выбирать инженерные специальности и обеспечить в будущем научный прорыв на энергетическом направлении.

Некоторые наблюдатели сомневаются в реалистичности заявленных Бушем ориентиров снижения нефтезависимости США. В конце концов, на ближневосточную нефть приходится лишь около 20% американского импорта. А возобновляемые источники энергии еще очень не скоро станут конкурентоспособными. Впрочем, отказ США от нефти сегодня выглядит не менее и не более фантастично, чем полет человека до Луны и обратно в 1961 г.