От редакции: Золотой Феликс

Российские силовики, кто как может, активизировали свои связи с общественностью. Социальный заказ на большую открытость силовых структур действительно существует. Но государство и общество понимают эту открытость по-разному.

Вчера на расширенной коллегии ФСБ президент Путин призвал спецслужбы быть более открытыми для общества. Это, уверен глава государства, создаст широкую общественную поддержку деятельности ФСБ. Как настоящая контрразведка, ФСБ раскрыла замысел президента заранее, подготовилась и накануне коллегии объявила об учреждении премии в области литературы, кино, телевидения и музыки. Первые лауреаты будут названы в День чекиста – 20 декабря. Награждаться будут деятели культуры, создавшие положительные образы сотрудников спецслужб.

Министерство обороны постоянно награждает писателей и других деятелей культуры. Есть своя премия для работников искусства и у МВД. Ее, например, удостаивались режиссеры, сценаристы и актеры милицейских сериалов “Улицы разбитых фонарей” и “Менты”. Премии для журналистов учреждены не только военными и милицией, но и Генпрокуратурой.

Другие силовики тоже не стоят на месте. Генпрокурор Владимир Устинов все чаще выступает в жанре проповеди, взывая к утраченному нравственному чувству россиян. Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов практикует собственные статьи и интервью в федеральных изданиях с разоблачением смертельной для страны наркотической угрозы. Минобороны вообще запустило целый телеканал “Звезда”, а по остальным крутит ролики, рекламирующие службу по контракту.

Пиар требует денег, и пиар-службы силовых ведомств перестраиваются под требования момента. Они получают рекламные бюджеты и стараются грамотно расходовать их на продвижение имиджа своего министерства. Этого требует от них и государство – чтобы у силовиков были сайты, чтобы пиар-службы отрабатывали бюджеты, чтобы ошибки не подставляли высшее руководство и т. п.

Ошибка в том, что силовики используют стратегии внешнего пиара, направленного на потребителя. Потребитель услуг силовых министерств и вообще государства – это мы с вами, общество, которое изначально наняло министров и платит им деньги своими налогами. Но мы не просто потребители – мы еще и акционеры. А когда нанятые менеджеры обманывают, их принято увольнять, а порой и судить.

Силовые министерства (да и остальные) неверно понимают социальный заказ на пиар. Общество, конечно, хочет от них открытости, но не в виде премий, реформы статистики или широкой души генпрокурора. Нужна открытость в принятии решений и признании ошибок. Лучшим пиаром были бы отставки высокопоставленных лиц после Дубровки или Беслана, например. Пиар у силовиков должен быть внутренний – направленный на зарабатывание доверия у акционеров.

Кино и телевидение не в состоянии изменить реальность, с которой граждане страны сталкиваются в милиции или приемной УФСБ. По данным “Левада-центра”, в 2005 г. полностью доверяли армии только 30% россиян, ФСБ – 23%, прокуратуре – 13%, милиции – 12%.