От редакции: Абстрактный интерес

Возможно, в России скоро появится еще один национальный проект – возвращение на Родину русскоязычных жителей стран СНГ. Проблема реэмиграции вышла на высший уровень. На днях Владимир Путин своим указом предписал чиновникам администрации, правительства и различных ведомств до 1 июня подготовить государственную программу содействия переселению соотечественников.

Интерес к проблеме миграции на высшем уровне не случаен. Сегодня уровень рождаемости в России не обеспечивает воспроизводства населения. По прогнозам ВБ и ООН, население России может до 2050 г. сократиться с нынешних 144 млн человек до 119 и даже 112 млн. Это грозит замедлением экономического роста по стране в целом. А в отдаленных регионах, где депопуляция усугубляется оттоком жителей в центр России, она может привести к коллапсу важнейших сырьевых и оборонных производств. До поры сокращение рождаемости в значительной мере компенсировал приток жителей стран СНГ. Но в последнее время этот канал пересох – с 2,5 млн в год в 1992–1995 гг. до 0,5 млн в год в 2001–2004 гг. Это данные Центра стратегических исследований Приволжского округа.

Чем Родина может привлечь переселенцев? Исторический опыт России показывает, что перемещение больших масс людей сопровождается предоставлением серьезных льгот. В конце XVIII – начале XIX в. в Российcкую империю (юг Украины, Поволжье, Северный Кавказ) переселились около 500 000 немцев-протестантов. По манифестам Екатерины II и Павла I они получали значительные земельные наделы, им строили дома за казенный счет, их, наконец, освобождали от воинской повинности и гарантировали свободу вероисповедания.

Немалые льготы предоставлялись российским подданным, согласившимся переселиться на Восток во время строительства Транссиба в конце XIX – начале ХХ в. Железнодорожники и другие специалисты получали тройное жалованье, большие участки земли, казна платила за медобслуживание самих работников и членов их семей. В те годы в Сибирь и на Дальний Восток перебрались около 800 000 человек.

В 1906 г. российский премьер Петр Столыпин намеревался решить аграрный вопрос за счет переселения из центра России в Сибирь. Переселенцы освобождались на пять лет от уплаты налогов, получали в собственность наделы по 16 га на душу (в четыре раза больше среднероссийского), им бесплатно выделялся лес для строительства. Мужчины освобождались от призыва в мирное время. Наконец, внушительными были и подъемные – по 200 руб. на семью (на эти деньги можно было купить три хороших лошади). В послесталинское время люди ехали в далекие регионы ради решения материальных и жилищных проблем. На стройках Сибири и Дальнего Востока рабочие получали хорошую по тем временам зарплату и могли купить товары, недоступные для большинства граждан.

Может ли Россия решить проблему переселения в современных условиях? Судите сами: дефицит квалифицированной рабочей силы есть даже в Москве. Число вакансий квалифицированных сотрудников превышает количество безработных в 15 регионах России. Однако для специалистов 45–55 лет из республик Средней Азии (именно они могут составить большую часть реэмигрантов) переселение и новая работа означают резкую смену климата, потерю жилья и снижение социального статуса. Что может предложить им Россия? Способна ли она гарантировать в ближайшем будущем нормальное жилье, достойную пенсию и качественное образование для детей? Теоретически да. Но чтобы предложить потенциальным реэмигрантам что-то конкретное, необходим не абстрактный политический проект, а программа с продуманным финансированием жилищного строительства в регионах Центральной России или, например, Приморья.