От редакции: Не за страх

В День защитника Отечества вспоминают о доблести российских солдат. Но накануне этого дня стоит вспомнить и о наболевшем. Небоевые потери российской армии в 2005 г. – по данным Минобороны, 1067 человек – превысили суммарные потери в Чечне в 2002–2005 гг. – 1049 человек и пять пропавших. Время вспомнить об ответственности государства и армии за людей, находящихся на службе.

Сколько стоит жизнь солдата? Его жизнь и здоровье подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета – закон об этом был подписан еще президентом Борисом Ельциным в марте 1998 г. По этому закону, в частности, в случае гибели военнослужащего его родственники имеют право на получение страховки в размере 25 окладов месячного денежного содержания на каждого из выгодоприобретателей. Закон о статусе военнослужащего (ст. 18) устанавливает также, что родственники военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей воинской службы, имеют право на единовременное пособие в размере 120 окладов. В случае же если военнослужащий остался, например, инвалидом I группы, то страховая выплата составит 75 окладов. Страховые выплаты солдатам-срочникам производятся из расчета окладов солдат-контрактников аналогичного звания и должности. Минимальный месячный оклад рядового контрактника сегодня составляет чуть более 1700 руб. – т. е. единовременное пособие в случае гибели солдата составит чуть более 200 000 руб. плюс еще примерно по 43 000 руб. каждому выгодоприобретателю.

Конечно, военнослужащие и их родственники в других больших странах получают совсем другие деньги. Но почти во всех из них профессиональные армии. В России серьезным шагом вперед по сравнению с советскими временами следует признать уже само существование законодательно установленного механизма защиты интересов военных. Закон продолжает совершенствоваться – в частности, Конституционный суд в декабре 2002 г. признал неконституционной норму о том, что страховая компания имеет право задерживать выплаты, если страхователь (для военнослужащих это Минобороны) задерживает выплаты.

Но в законе есть что усовершенствовать. Представляется необходимым вручать родственникам призываемого на срочную службу солдата свидетельство о страховании его жизни и здоровья, где были бы перечислены все основные условия страхования, этапы процедуры получения страховых выплат и телефоны для справок и жалоб. Наличие такого документа могло бы существенно изменить процедуру получения страховых выплат в случае гибели солдат-срочников.

Дело в том, что сегодня бремя доказательства права на страховые выплаты де-факто лежит на выгодополучателях, т. е. на родственниках погибших солдат (или на самом пострадавшем, если он остался жив). При этом требуются документы из армии. Если оформление этих бумаг затягивается (что бывает нередко), то страховщик – в случае с Минобороны это Cтраховой дом “ВСК” – по закону имеет право затягивать выплаты. И именно с оформлением документов и связано большинство задержек, по которым идут судебные разбирательства между ВСК и фондом “Право матери”, представляющим интересы родственников погибших военнослужащих.

При этом официально отказать в выплатах военные страховщики могут, только если беда случилась с солдатом из-за совершенного им преступления или пьянства (наркологического или токсического опьянения). И даже самоубийство во время военной службы предполагает страховые выплаты. Процедуру получения выплат нужно свести к доказательству факта гибели или увечья в период прохождения срочной службы и факта родства с потерпевшим. Если же после выплаты страховая компания заподозрит, что есть основания для отказа в выплатах, то пусть доказывает это в суде.

Наконец, последнее по счету, но не по важности – дать право страховщику предъявлять регрессный иск к тем армейским командирам, которые были признаны прямо или косвенно виновными в гибели или увечье солдата. Возможно, командиры начнут ценить жизни своих солдат тогда, когда гибель этих солдат будет не просто грозить дисциплинарным взысканием или судом, но и будет стоить денег командирам. Оговоримся, что эта норма неприменима к боевой или любой другой чрезвычайной обстановке.

Важно подчеркнуть, что все предложенные меры должны быть реализованы в рамках модернизации нынешней системы страхования, но никак не ее слома. Ведь пусть и не идеально, но система все же работает. Надо лишь добиться, чтобы она работала лучше.