Статья опубликована в № 1558 от 22.02.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Сбивать – не сбивать

От редакции: Сбивать – не сбивать

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сегодня депутаты Госдумы будут принимать во втором чтении закон “О противодействии терроризму”. Это необходимо для того, чтобы вступил в силу указ президента о создании Национального антитеррористического комитета. Законопроект срочно дополнили, комитет по безопасности его срочно одобрил.

Кроме новых пунктов, вводящих точное понятие теракта и юридически закрепляющих ответственность за проведение контртеррористической операции, в законопроекте появилась глава, касающаяся применения вооруженных сил. И самый спорный пункт этой главы – “пресечение терактов в воздушной среде”. Он предписывает сбивать самолет, если есть подозрение, что он захвачен, “не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо экологической катастрофы”.

Военные давно требовали узаконить эту возможность. Командующий войсками специального назначения ВВС России генерал-полковник Юрий Соловьев еще год назад заявлял, что уничтожит захваченный террористами самолет при подлете к Москве, несмотря на отсутствие закона. Возможно, что примером для военных является уничтожение советским истребителем южнокорейского “Боинга” в 1983 г. Обратный пример – это, конечно, посадка Матиаса Руста на Красной площади в 1987-м.

В последнее время военные подкрепили свою позицию международным опытом. США после 11 сентября заявили о готовности сбивать самолеты. Похожие нормы приняты в Индии, Польше, Турции, на Украине. Греция вводила это правило на время Олимпиады в Афинах.

С другой стороны, КС ФРГ на прошлой неделе признал неконституционным закон, позволяющий ВВС сбивать захваченные террористами самолеты, ибо он не совместим с фундаментальным правом на жизнь.

Окончательного рецепта нет. Понятно, что в условиях террористической угрозы жизнь людей в глазах власти приобретает относительную ценность – нужно, чтобы число спасенных максимально превышало число погибших.

Именно для достижения этой цели в законе необходимо максимально подробно прописать все возможные случаи и механизм принятия решений. Сейчас в документе условия, при которых самолет можно сбивать, формулируются довольно округло. В законе должен быть жесткий, не позволяющий расширительного толкования перечень объектов, при приближении к которым оперативный штаб может отдать приказ об уничтожении самолета. Более того, закон должен определять дистанцию приближения к тому или иному опасному объекту. Пока такой нормы нет, ситуация, в которой под угрозой могут оказаться жизни людей, регулируется ведомственными инструкциями, а не законом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more