Статья опубликована в № 1558 от 22.02.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Сбивать – не сбивать

От редакции: Сбивать – не сбивать

Сегодня депутаты Госдумы будут принимать во втором чтении закон “О противодействии терроризму”. Это необходимо для того, чтобы вступил в силу указ президента о создании Национального антитеррористического комитета. Законопроект срочно дополнили, комитет по безопасности его срочно одобрил.

Кроме новых пунктов, вводящих точное понятие теракта и юридически закрепляющих ответственность за проведение контртеррористической операции, в законопроекте появилась глава, касающаяся применения вооруженных сил. И самый спорный пункт этой главы – “пресечение терактов в воздушной среде”. Он предписывает сбивать самолет, если есть подозрение, что он захвачен, “не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо экологической катастрофы”.

Военные давно требовали узаконить эту возможность. Командующий войсками специального назначения ВВС России генерал-полковник Юрий Соловьев еще год назад заявлял, что уничтожит захваченный террористами самолет при подлете к Москве, несмотря на отсутствие закона. Возможно, что примером для военных является уничтожение советским истребителем южнокорейского “Боинга” в 1983 г. Обратный пример – это, конечно, посадка Матиаса Руста на Красной площади в 1987-м.

В последнее время военные подкрепили свою позицию международным опытом. США после 11 сентября заявили о готовности сбивать самолеты. Похожие нормы приняты в Индии, Польше, Турции, на Украине. Греция вводила это правило на время Олимпиады в Афинах.

С другой стороны, КС ФРГ на прошлой неделе признал неконституционным закон, позволяющий ВВС сбивать захваченные террористами самолеты, ибо он не совместим с фундаментальным правом на жизнь.

Окончательного рецепта нет. Понятно, что в условиях террористической угрозы жизнь людей в глазах власти приобретает относительную ценность – нужно, чтобы число спасенных максимально превышало число погибших.

Именно для достижения этой цели в законе необходимо максимально подробно прописать все возможные случаи и механизм принятия решений. Сейчас в документе условия, при которых самолет можно сбивать, формулируются довольно округло. В законе должен быть жесткий, не позволяющий расширительного толкования перечень объектов, при приближении к которым оперативный штаб может отдать приказ об уничтожении самолета. Более того, закон должен определять дистанцию приближения к тому или иному опасному объекту. Пока такой нормы нет, ситуация, в которой под угрозой могут оказаться жизни людей, регулируется ведомственными инструкциями, а не законом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать