Машина мечты

Если бы на Женевском автосалоне проводился конкурс на лучший автомобиль, я бы не мучился с выбором между Bugatti Veyron, Pagani Zonta или выдающимся по красоте концептом Saab. Я бы голосовал за ВАЗ-2101. “Копейка” скромно стоит в глубине стенда автопроизводителя под названием Lada – настоящая, блестящая, с маленьким круглым зеркальцем на тонкой металлической ножке, привинченным к переднему левому крылу. Ее притащили из заводского музея в честь 40-летия завода в Тольятти.

А объяснение такому выбору очень простое: ни одна машина из всех представленных в Женеве не принесла и не сможет принести людям такого счастья, такой радости бытия, такого осознания собственной свободы, как эта, причем миллионам людей. Конечно, Golf или Corolla выпущены в гораздо большем количестве экземпляров, но и та и другая модель – всего лишь удачные товары среди многих аналогичных, а “копейка” переменила образ жизни. Потому что до нее машины такого качества и в таких количествах в советской стране не выпускались.

Теперь, когда государство снова взялось за автопром, мы, видимо, должны ожидать от ВАЗа появления реинкарнации “копейки” – т. е. такой машины, от которой захватило бы дух у современников и которая была бы объектом поклонения и мечтой. Для этого нужно пойти по одному из двух путей.

Первый такой: надо запретить ввозить в Россию какие бы то ни было легковые автомобили из-за рубежа, не разрешать модернизировать модели на уже имеющихся сборочных производствах и не позволять открывать новые; лет через пять после этого надо будет купить какую-нибудь простенькую платформу в Европе или Японии – и начать записывать изголодавшихся людей в очередь.

Второй – такой: прямо сейчас найти остросовременную платформу в Европе или Японии, приобрести лицензию на ее производство, затем перекупить дизайнеров (видимо, у корейцев – именно они сейчас главные охотники за головами дизайнеров), серьезно вложиться в переобучение тольяттинских рабочих и нанять им надсмотрщиков из Германии – возможно, даже с собаками, а пока строится завод, налаживать сбытовую и сервисную сеть. Но и этого еще мало: надо будет предложить на эти хорошие машины сверхконкурентные цены и очень серьезно профинансировать пиар-кампанию по исправлению имиджа “АвтоВАЗа” как предприятия по выпуску ведер с гвоздями. Но выйдет ли что – неизвестно.

Новые руководители завода, конечно, обещают идти по второму пути (правда, без собак и надсмотрщиков), но президент “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский в Женеве почему-то особенно упирал на то, что его завод работает в нижнем сегменте авторынка. Не то настроение для создания машины-мечты.