От редакции: Выпущенный джинн

Вчерашнее американо-индийское соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере подается Вашингтоном как большой внешнеполитический успех. Но это еще больший успех для Индии, которая получит доступ к американским атомным технологиям, не обременяя себя подписанием многосторонних договоров о нераспространении. Это еще одно свидетельство неумолимого устаревания многосторонних соглашений и постепенного перехода к двусторонним сделкам в мировом раскладе сил.

Просчитали ли в Госдепартаменте все возможные последствия одностороннего признания ядерного статуса Дели? Насколько реально создание противовеса Китаю? Индия вряд ли пойдет на серьезную конфронтацию с соседом – это противоречит ее экономическим интересам. Товарооборот между двумя странами ежегодно удваивается. В 2005 г. он достиг $19 млрд. Зато подписание договора вызовет недовольство остальных государств ядерной “пятерки” – России, Великобритании, Франции и Китая. Дополнительные козыри получает и Иран.

Тегеран может с полным основанием возмутиться и уверенно обвинять Вашингтон в лицемерии и двойных стандартах. Ирану угрожают санкциями и препятствуют развивать ядерную программу из-за неподтвержденных подозрений в создании атомной бомбы, в то время как Индия, которая не только не подписала договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но и тайком от мирового сообщества создала атомную бомбу, получает передовые технологии. Теперь Россия и европейская тройка лишились возможности требовать от Ирана соблюдения моратория на ядерные исследования. Впрочем, Москва может извлечь и пользу из вчерашнего соглашения. Теперь, ссылаясь на него, Кремль может парировать любые нападки на российско-иранское сотрудничество в ядерной сфере и активизировать свои контакты с другими странами, которые стремятся получить ядерные технологии.

Договор с Индией сможет стать катализатором очень опасной тенденции. Увидев, что индийский ядерный джинн выпущен на волю, стратегические союзники США – Пакистан и Израиль – могут потребовать от Вашингтона аналогичного соглашения или по крайней мере адекватной компенсации в виде поставок новейшей боевой техники общего назначения. А они, как и Индия, не подписали договор о нераспространении. Пакистан уже запросил Китай о возможности технической помощи в создании новых типов реакторов. А усиление ядерного потенциала и боевой мощи Исламабада и Тель-Авива будет однозначно негативно воспринято их соседями – тем же Ираном и арабскими странами. Страны с ядерными амбициями, в частности Южная Корея, Бразилия и Тайвань, могут активизировать свои оружейные разработки – на создание ядерного оружия, по расчетам экспертов, у них уйдет 4–5 лет.