От редакции: Дань призракам

Средства массовой информации в последние дни захлестнула волна сообщений о разрешении споров или появлении новых несогласий, связанных с делами прошлых лет. Компания Noga, много раз пытавшаяся арестовать российские самолеты, парусники и картины с целью компенсировать признанный судом в 1997 г. долг правительства России в $68,5 млн, заявила о его продаже.

А вот немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер добился ареста здания бывшей резидентуры КГБ в Кельне также в обеспечение долга российского государства, признанного судом в 1998 г. и выросшего за восемь лет с $2,35 млн до $5 млн.

Верховный суд Литвы вчера постановил продать здание представительства Калининградской области в центре Вильнюса за невыплаченный кредит “Дрезднер-банка”, долги по которому за годы тяжб выросли с $10 млн до $20 млн.

Кроме того, казахстанская финансово-промышленнная группа купила памятник российского долгостроя – котлован для фундамента вокзала высокоскоростной магистрали. Решение о ее создании было принято в 1991 г., но пока дорожники не уложили ни одной шпалы, а строители вокзала не вбили ни одной сваи. Казалось бы, описанные истории ничем не связаны – Минфин в 2001 г. выплатил $65 млн по кредиту, полученному РАО “ВСМ” у консорциума британских банков в злополучном 1998-м. После этого скандал стал внутрироссийским.

Однако у всех этих историй есть одна общая черта. Они напоминают сюжет фантастического фильма о новом владельце громадного особняка. Он знает, что вместе с богатствами большого дома он приобрел и привидения, которые могут напомнить о себе. Чтобы очистить от них дом, мало его освятить – надо проверить чердаки и чуланы и перетряхнуть сундуки, чтобы выбросить всевозможный хлам, наконец, превратить с помощью ритуалов злых привидений в добрых. Но новому владельцу лень копаться в пыльных антресолях. Он делает вид, что призраки прошлого ушли с прежними хозяевами, и убеждает в том же соседей. Но привидения и памятники оживают и периодически напоминают о себе. И соседи относятся к хранителю старины со все большим подозрением.

А ведь призраки 90-х гг. – это только верхушка айсберга. Страны, входившие когда-то в СССР, а также и страны – компаньоны по бывшему советскому блоку периодически напоминают и о призраках советского времени – о мавзолее Ленина, Катыни, Будапеште 1956 г. и Праге 1968-го.

Если хозяин дома по-настоящему рачительный и разумный, он должен признать, что его наследство – не только монументальные колоннады и мраморные лестницы, но и чердаки, чуланы и подвалы со скелетами и привидениями. И не пытаться делать вид, что призраков нет, а провести генеральную уборку. В противном случае духи будут собирать с нового владельца все возрастающую дань. А соседи предпочтут сторониться особняка и его владельца.