От редакции: Перед раздачей

Вчера в Минэкономразвития начали прием заявок на средства инвестиционного фонда. Победителей первого конкурса обещают объявить 13–15 июня на Петербургском экономическом форуме.

Идей много. Глава Свердловской области Эдуард Россель хочет построить в Екатеринбурге кольцевую дорогу и создать грузовой электровоз нового поколения. Астраханец Александр Жилкин – международный бизнес-центр. Волгоградский губернатор Николай Максюта – построить мост через Волгу и модернизировать аэропорт. Но увереннее всех себя чувствовали, скорее всего, губернаторы Ленинградской области и Петербурга Валерий Сердюков и Валентина Матвиенко. Замминистра экономического развития Кирилл Андросов, выступая в пятницу на форуме “Северо-Запад. Новые инвестиционные возможности”, заявил, что в конкурсе будут участвовать две “хорошо проработанные” заявки на участие в конкурсе. Это строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге (автомагистрали, которая пересечет город с севера на юг по границе Финского залива) и проект развития инфраструктуры портовой зоны Усть-Луга в Ленинградской области. В одном из последних интервью Андросов назвал среди претендентов также создание нового промышленного района в Нижнем Приангарье (Красноярский край) и строительство нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татария).

Напомним, речь идет о 69,7 млрд руб. – размер инвестфонда в 2006 г. Сердюков заявил, что договорился с Грефом о 5,8 млрд руб. из инвестфонда на порт Усть-Лугу. Кроме того, по словам губернатора, Усть-Луга получит и статус портовой зоны, и статус особой промышленной зоны. Проекту строительства порта в Усть-Луге не меньше 15 лет. Во всяком случае ОАО “Компания Усть-Луга”, являющееся заказчиком-застройщиком порта, создано в 1992 г. Изначально планировалось построить сухогрузный порт общей мощностью 35 млн т. Конфигурация порта все время менялась. Там закладывались первые камни, появлялись и исчезали проекты разных терминалов. Менялись акционеры компании-застройщика, менялись губернаторы области.

Но каждый новый губернатор просил у Москвы денег на порт. Пока что удалось ввести только угольный терминал мощностью 5,5 млн т.

Проект скоростного диаметра существует с 1995 г., когда мэрия Петербурга решила побороться за право принять Олимпиаду-2004. Борьба была проиграна, но о проекте не забыли, и с 1997 г. он регулярно включается в списки приоритетных для Смольного городских проектов, на которые губернаторы просят денег в Москве.

Шансов на выигрыш денег инвестфонда у Усть-Луги и ЗСД действительно много. Если так случится, то остальным претендентам из первоначальной суммы на этот год почти ничего не останется – 57 млрд руб. на скоростной диаметр плюс 5,8 млрд на Усть-Лугу. Остается еще 4 млрд, за которые поспорят остальные. Между тем только красноярский проект претендует на госфинансирование в размере 33 млрд руб.

И дело, конечно, не в том, что Владимир Путин, Герман Греф и Кирилл Андросов – выходцы из Петербурга. И даже неважно, что инвестфонд может целиком уйти в Питер. На самом деле у каждого губернатора есть в кармане своя Усть-Луга, на которую он – ночью разбуди – без запинки попросит денег. Критерии отбора проектов для финансирования из инвестфонда очень нечетки (методика оценки эффективности проектов до сих пор согласовывается в Минфине), а количество выделяемых денег слишком мало, чтобы удовлетворить всех. По большому счету невозможно будет понять, почему в этом году надо поддержать развитие инфраструктуры на Северо-Западе (например), а в следующем – в Сибири, а не наоборот. В этих условиях существует весьма вероятная угроза, что расплывчатые критерии отбора будут уточняться самими претендентами с помощью известных привходящих обстоятельств.

Впрочем, есть вполне реальная возможность, что в 2006 г. денег из инвестфонда вообще никто не получит: слишком жесткие сроки Минэкономразвития установило для себя. Ведь правительство будет еще проводить альтернативный анализ проектов с помощью привлеченных консультантов.