От редакции: Враг номер один

Воскресный инцидент в столичном метро обошелся без жертв по счастливой случайности. Когда первая свая пробила неглубокий тоннель между “Войковской” и “Соколом”, поезд подземки не успел набрать скорость. Машинист сумел вовремя затормозить, и железобетонный стержень не разорвал головной вагон пополам. Наконец, злополучные работы велись в воскресенье и в других вагонах, в которые угодили сваи, было немного пассажиров. Сваи, к счастью, не пробили подземную линию высокого напряжения или хранилище ядовитых веществ, которых также немало в Москве.

В этом происшествии отразились ключевые особенности нынешней российской действительности. Строители-гастарбайтеры устанавливали опоры для рекламного щита на пересечении трех важнейших столичных магистралей: Замоскворецкой линии метро, которой в будний день пользуется более 1,2 млн пассажиров, Ленинградского шоссе и Рижской железной дороги. Официальные представители метрополитена и Московской железной дороги утверждают: работы вопреки установленным правилам велись без разрешения обеих инстанций.

Даже если поверить, что здесь обошлось без привычной неофициальной договоренности с руководителем низшего или среднего звена, возникает много вопросов. Почему рабочие не имели необходимой карты подземных коммуникаций? Неужели их не смутил гул и вибрация, неизбежные при неглубоком заложении тоннеля метро? Все понадеялись на авось.

Даже после начала работ инцидент можно было предотвратить: чтобы установить копер и забить 11 свай, нужно не меньше часа. Но за это время никто из милиционеров (численность УВД на метрополитене – около 6000 человек) и сотрудников других силовых структур, охраняющих стратегический транспортный объект – столичное метро, не поинтересовался у рабочих, что они делают над тоннелем. Не обратила внимания на неразрешенную установку опор ведомственная железнодорожная охрана. А ведь уже был похожий случай – в мае 2002 г. сотрудники НИИ оснований и подземных работ насквозь пробурили тоннель между “Третьяковской” и “Марксистской” на 42-метровой глубине. Тогда, как и в минувшее воскресенье, обошлось без жертв, а результаты уголовного дела не преданы огласке до сих пор.

В последнее время государство внушает гражданам: главный их враг – международные террористы, разноцветные революционеры и их отечественные последователи, финансируемые из-за границы. Противодействие терроризму должна облегчить новая редакция соответствующего закона, которая позволяет армии сбивать захваченные террористами самолеты, направляющиеся на стратегические и экологически опасные объекты. Новый закон о некоммерческих организациях уже активно используется для устранения неугодных НКО под предлогом их связей с зарубежными спонсорами. Как показал инцидент в метро, реальные враги, представляющие угрозу жизни и здоровью рядовых граждан, – это коррупция и безответственность.