От редакции: Батька за миллиард

Несмотря на красивые 82% голосов, полученных Александром Лукашенко на воскресных президентских выборах в Белоруссии, его победа еще может оказаться не такой сладкой. Оппозиция отказалась признать официальные результаты голосования и требует повторных выборов. Перспективы чего-либо похожего на украинский сценарий крайне маловероятны, но проблемы у нового старого лидера страны уже начались.

Россия признала выборы, признал и Иран. А Запад, вполне предсказуемо, не признал. ОБСЕ считает их не соответствующими обязательствам по демократическим выборам, США отказались признать победу Лукашенко, а в Европе уже заговорили о санкциях. Самому белорусскому лидеру, впрочем, к подобным проблемам не привыкать – с местными недовольными вполне справляется КГБ, а с внешними и справляться не нужно: международная изоляция давно уже стала для него нормой.

Если в случае с Украиной и выборами Виктора Ющенко расплачиваться за особое мнение России пришлось в основном международным престижем, то с Белоруссией все вышло по-другому: за поддержку режима Лукашенко платит и будет платить прежде всего “Газпром”.

При сегодняшних ценах на газ, которые для Белоруссии установлены на уровне 2005 г. в размере $46,8 за 1000 куб. м, “Газпром” недополучает более $1 млрд. Такова недополученная сумма от продажи 21 млрд куб. м газа в год, если за рыночную цену взять $95, о которых в январе наш монополист договорился с Украиной. Если же брать цену, которую представители “Газпрома” в ходе конфликта с Украиной называли “экономически обоснованной” ($230), то недополученные средства вообще могут достичь $4 млрд.

Официальные объяснения таких поблажек достаточно осмысленные. В обмен на льготные цены “Газпром” получает контроль над белорусской трубой и, соответственно, гарантию бесперебойной поставки газа в Европу. На деле выясняется, что причина все же кроется не там – контроль получен только над газопроводом Ямал – Европа, который и построен практически на средства российского газового концерна, а земля под трубой принадлежит “Газпрому” лишь по договору аренды. Транзит газа в Европу на 50–60% идет по трубам, принадлежащим ОАО “Белтрансгаз”, которое, несмотря на все попытки российской стороны, прибрать к рукам так и не удалось. Ради контроля над этим ОАО в 2004 г. “Газпром” даже пошел на полное прекращение подачи газа в Белоруссию, но безрезультатно.

С приближением выборов Лукашенко стал сговорчивее, и цену на газ для Белоруссии не подняли. Но ведь если бы он проиграл, цены можно было бы поднять. И еще больше вложить в имидж “Газпрома”.

Там, где на выборах выигрывают неприемлемые для Кремля политические силы, например в Грузии и на Украине, “Газпром” немедленно поднимает цены и, соответственно, выигрывает. Выигрывает в этом случае и российское государство. А там, где политические партнеры России, которых никто, кроме нас, не любит, сохраняют свои позиции, страдает российский газовый монополист, а вслед за ним и российская экономика. Так что “джинсовая революция” в Минске, возможно, была бы разумной (конечно, если ее не афишировать) инвестицией для “Газпрома”.