От редакции: Милость к падшим

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обратился на днях к главе президентской администрации Сергею Собянину с просьбой ускорить рассмотрение ходатайств о помиловании заключенных. Лукин обеспокоен тем, что сейчас в президентской администрации скопилось около 2000 ходатайств о досрочном освобождении или облегчении условий содержания, часть которых лежит без движения два года. Такая ситуация, указывает омбудсмен, нарушает право граждан на рассмотрение их заявлений в разумные сроки.

При Борисе Ельцине вопросами помилования занималась специальная комиссия из видных ученых и общественных деятелей, которую возглавлял писатель Анатолий Приставкин. В 1992–1999 гг. она смягчила участь почти 70 000 заключенных. В 2000–2001 гг. Владимир Путин облегчил судьбу всего нескольких десятков заключенных – комиссии было представлено 2500 прошений. Наконец, 28 декабря 2001 г. комиссия была ликвидирована. Процедура помилования усложнилась. Сначала осужденный обращается в региональную комиссию, состав которой определяет губернатор. На этом этапе отклоняется около 90% просьб. Прошения тех, кому повезло, направляются чиновникам кремлевского управления по делам помилования. В 2003 г. всего было подано 5175 прошений. Владимир Путин подписал 177. В 2004 г. в ходе реорганизации администрации президента управление по делам гражданства и помилования преобразовали в управление по обеспечению конституционных прав граждан, и работа застопорилась. В 2004 г. президент подписал всего 75 ходатайств, а с мая 2005 г. милость к падшим и вовсе прекратилась. Можно возразить: Уголовный кодекс значительно смягчен, а с 1996 г. в России не применяется смертная казнь. Но разве помилование должно касаться только приговоренных к смерти? Право снижать срок наказания имеет президент Франции или минюст ФРГ, где казнь уже давно исключена из УК. Прошения о помиловании проходят в Европе всего одну инстанцию.

Чтобы облегчить участь российских зеков, Лукин предложил Собянину издать распоряжение или подготовить проект указа, который заставит кремлевских чиновников вовремя готовить ходатайства о помиловании на подпись президенту. Он даже подготовил проект соответствующего закона. Но разве дело в законах и инструкциях? Их и так вполне достаточно. Практически в каждом послании Федеральному собранию Владимир Путин говорит о дебюрократизации и требует создать доступную для простых людей процедуру обращений в органы власти. Однако декларации не подкрепляются реальными делами. О том же свидетельствует и принятый недавно Госдумой в первом чтении закон об обращениях граждан. Он формализует порядок направления жалоб на представителей власти и увеличивает число причин для отказа в рассмотрении. При этом привлечь чиновника к ответственности за волокиту непросто. А значит, в положении зека, два года ждущего ответа на свою просьбу, может оказаться любой гражданин.