Русское чудо

В воскресенье в Москве, в районе “Войковской”, устанавливали какую-то рекламную штуковину и случайно забили несколько бетонных свай прямо в проходивший под землей поезд метро. Плохой писатель сказал бы, что в этой истории, как в капле воды, отразилась моя страна. И был бы прав.

Вот ребята заколачивают бетонную сваю. Она проваливается в тоннель и в нее врезается поезд. Вряд ли можно совсем уж ничего не заметить. Что они делают? Они тут же заколачивают вторую сваю – уже прямо в вагон. Опять не идет, а потом провалилась – че за фигня? И ребята забивают третью сваю – раз пошло такое дело. Когда на место происшествия прибывает милиция, они стоят и чешут репу – чего это там такое было и не надо ли случайно быстро смотаться? Или авось оно и обойдется. Не обойдется, надо отвечать. А ответ тысячу лет известен: “А чего сразу я? Что Илья, то и я – и вообще нас жиды на все это дело подбили”.

У ребят есть начальник – директор фирмы “Полюс-М” Радислав Лыба. Он уже найден и допрошен. Уже показал карту местности, которой руководствовался при выборе диспозиции. На карте много чего нарисовано (трубы, например), но не метро. Московская железная дорога, которой принадлежит земля, где разворачивались свайные события, уже от Лыбы открестилась, заявив, что работы велись без ее разрешения, “с грубейшими нарушениями, при отсутствии проекта и плана производства работ, а также без технического надзора”. Надо так понять, Лыба послал рабочих забивать сваи для собственного удовольствия? Следствие покажет, но пока все выглядит так, что ему в этой ситуации отведена классическая роль стрелочника. Господи, да в конце 80-х я сам торговал арбузами, предъявляя всем чиновникам какую-то мною же сочиненную липу на бланке кооператива “Метиз”. “А разрешение на торговлю есть?” – “А как же! Начальник в исполкоме оформляет”. – “Ну давай арбуз – будем тест на нитраты делать”. – “Ну на”. А что делать – арбузы столько не живут, сколько оформление того разрешения занимает (да и не зарабатывают на них столько, сколько то разрешение стоит). Вот сейчас думаю: отравился бы кто-нибудь тем арбузом – и меня бы так таскали, как этого Лыбу.

Есть в этой истории место и подвигу. Кто вовремя заметил, что в тоннель забивают сваю? Кто применил экстренное торможение и, действуя по инструкции, организовал эвакуацию пассажиров, которые в итоге отделались синяками и “психическими травмами”? Молодой машинист Андрей Ульянов (как он сам-то от первой сваи увернулся?). Начальник Московского метрополитена уже представил Ульянова к правительственной награде.

И есть в этой истории место чуду. Потому что был выходной день, и народу в поезде было мало, а мог бы быть рабочий. Потому что четвертую сваю ребята забивать все-таки не стали – а чего бы им и не забить, раз есть куда? Потому что машинист попался хороший и, наверное, не с похмелья. Потому что пожара в тоннеле не случилось. Потому что обошлось. Проехали.