Он еще вернется

Дмитрий Рогозин сложил с себя полномочия лидера партии “Родина”. Теперь он рядовой партиец, а его место занял спонсор “Родины” Александр Бабаков. Уход Рогозина был задолго предсказан и предрешен. И все же это был поступок, обогативший знания наблюдателей о данном деятеле и о политическом моменте.

Подтвердилось, что Рогозин достаточно самостоятельный политик, чтобы вести не согласованную с кремлевскими кураторами игру, хотя и недостаточно сильный, чтобы долго ее продолжать. Но первый тезис важен. И доказан именно сегодня. Рогозин изгнан, а значит, его фрондерство не было розыгрышем, хитроумной интригой для мобилизации протестного электората. Если “Родина” и была на каком-то этапе марионеточным созданием, то теперь уже очевидно: она всерьез попыталась стать одушевленным существом и порвать нитки. К сожалению, все порвать не удалось, какой-то один очень важный шнурок сохранился – молодая партия вспомнила о своем происхождении и месте на политкухне. Но можно похвалить хотя бы за смелость.

Многие спешат поставить на Рогозине крест: его национализм сегодня не ко двору, а добровольная отставка девальвирует харизму. Но харизматиков осталось мало, а Рогозин не каялся и от своих взглядов не открещивался. Потребуется – форму восстановит. Никуда не денется и тема нелегальной миграции. Приезжих в мегаполисах не стало меньше, раздражения по их поводу – тоже.

Другое дело, что лозунг “Россия – для русских” временно объявлен вредным, а члены “Родины” не сумели вовремя сориентироваться. Еще год назад, когда они писали генпрокурору письма о запрещении еврейских организаций, они были уверены, что петиции вызовут благосклонность на самом верху. Как раз готовился визит Владимира Путина на траурно-юбилейные мероприятия в Освенциме, где президент, признав, что есть еще в обществе национализм, решительно его осудил. Петиции были той самой ложкой к обеду. Кто же тогда знал, что тема антифашизма покажется перспективной, причем ее начнут разрабатывать те же самые кремлевские специалисты, которые изобретали “Родину”. Кто знал, что в этом богатом идеологическом месторождении хватит топлива и для “Наших”, и для “Единой России”.

Но вряд ли оно неисчерпаемо. И вряд ли эта тема интереснее для электората, чем тема “мусора” в российских городах. Кто-то наверняка постарается заполнить нишу, оставленную “Родиной”. Те же коммунисты, на борьбу с которыми и был призван Рогозин. Кто более предсказуем и управляем: Зюганов или Рогозин – большой вопрос. Кстати, источники на Старой площади уверяют, что бывший лидер “Родины”, уходя, просил, чтобы ближе к выборам ему позволили вернуться. Получил ли он какие-либо гарантии, пока неизвестно. Но ушел мирно, дверью не хлопал.