От редакции: Порочный круг ЖКХ

Множество людей в субботу протестовало против “реформы ЖКХ”. На самом деле они против повышения цен за коммунальные услуги, ведь реформы пока никакой не было.

После того как монетизация льгот была принята народом в штыки, ее так и не распространили на коммунальные льготы. Реформы нет, а тарифы все растут. Частично рост тарифов объясняется планом по увеличению доли населения в оплате услуг ЖКХ. Есть и другие компоненты – повышение цен на топливо и инфляция. Но причины роста цен неважны. Важно то, что растущие тарифы к видимым позитивным изменениям в коммунальной сфере не приводят, а материальное положение самых бедных ухудшается заметно. Вот и результат.

Монетизация коммунальных льгот была отложена из-за боязни массовых протестов, но именно она могла бы поправить положение и снизить накал страстей. Специалисты Центра экономических и финансовых исследований и разработок и Российской экономической школы построили предполагаемую модель реформы, основываясь на опросе приблизительно 50 000 домохозяйств. По данным экспертов, перевод коммунальных льгот в денежную форму помог бы самым бедным – количество свободно располагаемых средств у них выросло бы на 5%. Негативно монетизация сказалась бы только на сравнительно обеспеченных людях и одиноких пенсионерах – у них количество располагаемых средств снизилось бы на 0,1% и 0,3% соответственно.

Льготы и дотации вполне можно и пересмотреть таким образом, чтобы одинокие пенсионеры не пострадали. А вот доведение оплаты ЖКХ до 100%, которое медленно, но верно все-таки происходит, по оценкам тех же экспертов, приведет к падению доли свободно располагаемых средств у самых бедных слоев населения почти на 6%, а у богатых – на 1,3%.

Эти проценты – не пустые цифры. Когда большая часть населения находится около черты бедности, даже минимальная реформа крайне чувствительна. Например, отмена льгот на абонентскую плату за телефонную связь, которая вступила в силу в начале 2005 г., по модели ЦЭФИРа снизила долю свободно располагаемых средств у самых бедных менее чем на 1%. При этом за чертой бедности оказалось дополнительно 3% населения.

Сколько людей оказывается за чертой бедности с каждым новым поднятием тарифов? Возможно, как раз столько вышло в субботу на улицу. Если незначительные, казалось бы, потери – в 100–200 руб. – приводят к массовым протестам, то что будет, когда налог на бедных, инфляция будут пожирать растущую часть их дохода? Заметим, что доведения уровня оплаты населением услуг ЖКХ до 100%, планируемого к началу этого года, также не произошло. На конец 2005 г., по данным Росстроя, услуги оплачивались населением на 90%, а учитывая собираемость – на 80%.

Выход людей на улицы был вполне прогнозируем. Только за январь – февраль этого года тарифы на услуги ЖКХ поднялись, по официальным данным, на 15%. Это средний показатель, а по различным регионам рост тарифов достигал 20–30%. В начале апреля более 60% населения, по опросам Фонда общественного мнения, утверждало, что рост тарифов значительно ухудшил их материальное положение. Из аналогичных опросов ВЦИОМ видно, что в марте почти половина населения (48%) считала вполне возможным проведение массовых выступлений, а 35% опрошенных готовы были принять в них участие.

И вот протесты начались. Оценки количества участников субботней акции КПРФ разнятся не на шутку – МВД насчитало 74 000 человек, организаторы говорят о 3 млн. Но даже и 74 000 митингующих по сегодняшним меркам – более чем внушительный результат.

Все эти люди выступают против реформы, которая не проведена. То есть если ее начнут, то инициативе обеспечен жесткий негативный прием. А без реструктуризации сферы ЖКХ нельзя – основные фонды катастрофически изношены, эффективность ниже некуда. Этот порочный круг возник из-за нерешительности. Реформа начала буксовать еще в 2003 г., когда в связи с экспериментом по переходу некоторых регионов на 100%-ную оплату населением услуг ЖКХ волна массовых протестов прокатилась по всей России – прямо накануне выборов в Госдуму.