От редакции: Холодный Буш

Успех России на петербургском саммите G8 зависит... от внутренней политики США. Это неприятное обстоятельство стало очевидным на текущей неделе. В видах предстоящих осенью выборов в конгресс администрация Джорджа Буша идет на энергичные шаги, призванные восстановить пошатнувшуюся популярность республиканцев. Один из таких шагов – ужесточение политики в отношении России.

Конечно, повестка дня саммита формируется принимающей страной, и пока она состоит из вопросов, выгодных или нейтральных для России: энергетическая безопасность, образование, борьба с инфекционными заболеваниями. Тем не менее даже какой-нибудь гипотетический круглый стол по проблемам Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, а также торговых войн России с Молдавией и Грузией, если он будет организован США, сможет подпортить благостное впечатление от саммита, на которое рассчитывает Владимир Путин.

На переговорах с США о вступлении в ВТО Россия в последнее время также натыкается на жесткие требования, а по мнению российского президента – на повторные требования. Значительная часть республиканцев во главе с сенатором Маккейном считает ошибочным продолжение политики сотрудничества с Россией, что нашло отражение в нескольких публичных инициативах вроде предложения Бушу не ездить в Петербург.

В этих условиях “Газпром” ставит Европе ультиматум (см. статью на стр. А1). Европейцы при этом не оставляют надежды решить проблему энергобезопасности за счет либерализации газового рынка. С Европой Россия (она же “Газпром”) как-нибудь справится. Но есть опасность открытия “второго фронта” со стороны США. Идет работа над созданием форума потребителей энергии. Джеймс Пинкертон, бывший советник Рейгана и Буша-младшего, в своей статье в Financial Times пишет, что подобный союз необходим, и предлагает концепцию “энергетического НАТО” – организации, возглавляемой США и контролирующей поставки нефти. Такое “ЭНАТО” стало бы противовесом ОПЕК. Что европейский, что американский вариант обещает России проблемы.

Либерализация по-европейски означает потерю контроля над поставками, а союз потребителей по-американски – столь же мощная вещь, как и картель поставщиков: кто в результате будет диктовать условия и цены, еще не известно. Похоже, Москва не учла всех вариантов построения предвыборной кампании республиканцев.

А ведь это только начало, о чем говорят знаковые кадровые перестановки. В среду ушел в отставку пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан – человек, с которым, так уж получилось, у американцев связаны все негативные ассоциации последних лет, когда ему приходилось оправдываться за Ирак, утечку информации об агенте ЦРУ, прослушивание телефонов американских граждан и другие ошибки Джорджа Буша. В то же время политический советник президента Карл Роув отошел от повседневных дел, чтобы вплотную заняться выборами в конгресс. Роув – сильный политтехнолог, дважды приводивший Буша к победе на президентских выборах.

Растет напряжение вокруг Ирана – Джордж Буш позавчера заявил, что США не исключают удара по Ирану: “Мы рассматриваем все варианты”. Даже если войны удастся избежать, жесткая позиция по отношению к ядерным планам Тегерана очень пригодится для предвыборной кампании.

Активизация на внешнеполитическом фронте и кадровые изменения в администрации Буша непосредственно связаны с предстоящими в ноябре 2006 г. выборами в конгресс и президентской кампанией, считает глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. Республиканцы стремятся набрать очки в наиболее выигрышной сфере – вряд ли кто будет критиковать президента США за его инвективы в адрес Тегерана.

Шестисторонние переговоры по Ирану в Москве (“евротройка”, Россия, Китай и США) ни к чему не привели, но примечательны заявления замгоссекретаря США Николаса Бернса по их окончании. Он призвал Россию отказаться от любых форм сотрудничества с Ираном и предположил, что в повестку дня саммита G8 могут быть включены вопросы о его ядерной программе, а также “касающиеся конфликтов, происходящих очень близко к границам России”.