Советский конкурент

Вполне можно считать происшествие на ГАЗе – а именно приобретение завода по производству Chrysler Sebring, он же Dodge Stratus – возвращением к советским корням, как это сейчас модно в нашем государстве. ГАЗ, кстати, по происхождению – американский завод, только не Chrysler, а Ford; тогда покупали (или брали) у иностранцев сразу заводами. Так появился и первый “Москвич”, он же Opel Kadett, и первые “Жигули”, они же Fiat 124.

При российской власти мода сложилась иная: привинчивали к почти готовой машине какие-нибудь мелочи, называя это отверточной сборкой. Последнее время стало настолько хорошо получаться, что у патриотически настроенной общественности это вызывало тяжкое уныние: что ж, риторически говорила она, не можем сами? ракеты можем, а машины, значит, не можем?

Из-за этого “ракеты можем”, наверное, и пришли к власти на “АвтоВАЗе” торговцы оружием. Но не им, ах, не им досталась честь сделать очередной переворот в российском автопроме – подобный тому, что произвели “Жигули” в 1970-м. Вряд ли причину этому следует искать в том, что частные собственники эффективней государственных. Скорее дело в том, что “Жигули” (т. е., пардон, Lada) продаются по-прежнему хорошо, а “Волги” – все хуже и хуже и надо было срочно найти бывшей главной советской машине замену.

Замена, кстати, преотличная: на родном американском рынке близнецы Chrysler Sebring – Dodge Stratus с самого начала их производства в 2001 г. считаются хорошими бюджетными автомобилями: и для семьи просторно, и в обслуживании недорого. Главный их конкурент – сверхуспешная Toyota Camry, самая продаваемая модель в США. Завод по производству Camry в будущем году начнет работать в Ленинградской области, а значит, Chrysler и Toyota будут конкурировать и на российском рынке. С той только разницей, что труд российских рабочих обойдется им одинаково, а не как в Штатах, где американские компании вынуждены нести весьма значительные социальные расходы.

Конечно, Toyota более раскрученный бренд в России. Но это сейчас. В 1970 г., когда “Жигули” ВАЗ-2101 только появились и их никто не знал, 412-е “Москвичи”, стоявшие на конвейере к тому моменту уже три года, пользовались куда большим спросом – при практически одинаковой цене (около 5500 руб.; “Волга” тогда стоила около 9500). А спрос-то в этом ценовом сегменте не так велик, как на более дешевые машины.