От редакции: Прошлое в будущем

История и политика сталкиваются вновь и вновь. В пятницу министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк потребовал на совете глав внешнеполитических ведомств СНГ принять резолюцию о признании голодомора 1932–1933 гг. актом геноцида. “Предложение продиктовано обеспокоенностью украинского правительства тем, что трагическая история не получила должной оценки в странах СНГ”, – заявил он. По разным оценкам, от голода на Украине погибло от 3,5 млн до 10 млн человек – от 8% до 25% тогдашнего населения.

Советские руководители 1930-х гг. проводили на Украине форсированную коллективизацию. Формально их действия подпадают под определение пункта “c” статьи 2 конвенции ООН 1948 г. по предупреждению и наказанию геноцида – “предумышленное создание жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение этнической или религиозной группы”.

Тем не менее перспективы юридического признания голодомора актом геноцида не ясны. Эксперты по международному праву спорят, имеет ли конвенция обратную силу. Пока ООН признала геноцидом лишь массовые убийства современности: кровавые чистки красных кхмеров в Камбодже в 1975–1979 гг. (погибло 1,7 млн человек), в Руанде в 1994 г., где было убито от 1 млн до 1,5 млн человек, и во время войны на Балканах в 1992–1995 гг. (сотни тысяч убитых и искалеченных). С преступлениями более ранних времен все гораздо сложнее.

Факт геноцида 6 млн евреев в годы Второй мировой войны был установлен Нюрнбергским трибуналом без участия ООН. Получение компенсаций узниками концлагерей и их потомками стало возможным благодаря позиции властей ФРГ. Резня армян в Турции в 1915 г., унесшая жизни 3 млн человек, и уничтожение от 300 000 до 600 000 сербов в пронацистской Хорватии до сих пор не признаны геноцидом – этому противятся Анкара и Загреб.

Киеву стоит взглянуть на прошлое более объективно. Коллективизацией и выкачиванием хлеба руководила не только Москва, но и Харьков, бывший до 1934 г. столицей Украины. Республиканские руководители – Станислав Косиор, Влас Чубарь и начальник ГПУ Всеволод Балицкий – ужесточали директивы центра. Наконец, не стоит забывать, что голод 1932–1933 гг. скосил миллионы жертв не только на Украине, но и в Поволжье, на Кубани, в южной Сибири и Казахстане. Кстати, Казахстан, потерявший в 1932–1933 гг. от 30% до 40% своих жителей – около 3 млн человек, – поддержать резолюцию СНГ отказался.

Напомним, что в ноябре 2003 г. Россия подписала инициированное Украиной заявление Генассамблеи ООН, в котором голодомор назывался “трагедией, вызванной действиями тоталитарного режима”. “Все без исключения делегации выразили солидарность с украинским народом в связи с тем, что произошло на Украине в 1932–1933 гг.”, – подтвердил эту линию глава МИДа Сергей Лавров.

Проблему ответственности за преступления прошлого нельзя решить для одной отдельно взятой страны СНГ за счет другой отдельно взятой страны. СССР был единым целым, хотя Москва и была его центром. Готовые модели решения “вопроса прошлого” – германская, балканская и прочие из упомянутых выше – к нашему случаю не подходят. Каким бы ни было будущее решение, оно должно стать законным и легитимным для всех обществ, бывших когда-то частями Советского Союза.