От редакции: Добычное дело

Потребителей энергоресурсов пугает растущая цена на нефть – вчера министры финансов G7 на своей встрече в Вашингтоне назвали эту тенденцию одним из главных рисков для мировой экономики. Международное энергетическое агентство (IEA) заявляет, что страны ОПЕК не способны угнаться за растущим спросом на нефть – добыча растет слишком медленно.

Ранее IEA делало аналогичные прогнозы и в отношении экспортных возможностей российских компаний – серьезного роста добычи агентство не прогнозирует. Настроения в менее официальных кругах близки к истерике. Одни призывают Буша сделать энергетическую самодостаточность национальной идеей, другие требуют создания “энергетического НАТО” – закупочного картеля, который мог бы сбивать цены на сырье.

На этом фоне нефтяные новости с Ближнего Востока и из России не могут не раздражать западных политиков: ОПЕК заявляет, что не будет увеличивать добычу, а российский экспорт увеличивается лишь в денежном выражении. В 2005 г. Россия экспортировала 251 млн т нефти – на 1% меньше, чем годом ранее. Рост добычи сократился с 11% в 2003 г. до 2,5% в 2005 г., и, по прогнозу Минпромэнерго, в текущем году увеличения темпов роста не ожидается.

Казалось, все это только на руку России – цена растет, а конкуренты не готовы наращивать добычу. Но рынок нельзя держать в таком напряжении – власть продавца не безгранична. Мировое экономическое торможение ударит по всем.

Российское правительство, как известно, давно согласилось простимулировать нефтяников – так, чтобы нефтяники, работающие в сложных условиях с выработанными месторождениями, платили меньше налога на добычу полезных ископаемых. На этой неделе в Госдуму наконец-то будет внесен соответствующий проект – плод длительной торговли и дискуссий как внутри правительства, так и между властью и бизнесом.

Хотя понижение налогового бремени способствует улучшению инвестиционного климата, к чему и призывают представители “семерки”, но все, кто надеялся хотя бы на некоторый рост добычи в России в ближайшее время, будут разочарованы.

Скорее всего с 1 января 2007 г. на нефть из месторождений, выработанных более чем на 80%, ставка НДПИ будет понижена, а для нефти из новых, неразработанных месторождений в Восточной Сибири и на континентальном шельфе будет установлена нулевая ставка.

Сами нефтяники оценивают реформу положительно, но считают ее полумерой. Они хотели бы, чтобы при дифференциации НДПИ учитывалось значительно больше факторов, например горно-геологические и географические показатели. В долгосрочной перспективе льготы, возможно, и повлияют на рост добычи, поскольку “налоговые каникулы” должны простимулировать нефтяные компании инвестировать в новые месторождения, но на их разработку уйдут годы. В краткосрочной же перспективе ничего не изменится: поблажка слишком незначительна. Зато, по оценкам инвестиционных аналитиков, реформа повлияет на показатели конкретных игроков – выиграют те компании, которые владеют значительным количеством выработанных месторождений.

Можно считать, что введение льгот – символическая победа бизнеса. И хотя большинство игроков надеется, что нововведения станут лишь первым шагом и налоговое бремя будет понижаться далее, вице-премьер Александр Жуков, докладывая президенту об изменениях, заверил его, что после принятия новых поправок налоговое законодательство больше меняться не будет. НДПИ составляет около 30% всего налогового бремени на экспорт нефти, основная же его доля приходится на экспортные пошлины, но их понижать никто не собирается.

Между тем бюджетные поступления после введения льготы сократятся, по разным оценкам, на 50–70 млрд руб. ежегодно. Более того, скромные налоговые послабления для нефтяников, естественно, никак не скажутся на политических рисках, которые для инвесторов в российский ТЭК остаются самыми серьезными.