От редакции: Подотдел очистки

Привлечение иностранцев в Россию в последнее время почти стало национальным проектом. Проблемой лично занялся президент, большое внимание ей уделяют миграционная служба МВД и парламент. На днях свой вариант упрощения получения российского гражданства предложили несколько депутатов Госдумы от партии “Родина”.

На первый взгляд, внимание “родинцев” к вопросу похвально. Возможно, грамотный законопроект на эту тему помог бы улучшению имиджа этой партии. Россия переживает серьезный дефицит трудовых ресурсов, вызванный демографическим кризисом. По оценкам ВБ и ООН, население нашей страны может сократиться с нынешних 144 млн человек до 119 и даже 112 млн в 2050 г. Считается, что проблему будущего катастрофического недостатка рабочих рук не решить без привлечения мигрантов. Но законопроект вводит очень спорный принцип облегчения доступа к гражданству – авторы предлагают разделить претендентов на российский паспорт на категории по национальному признаку и материальному достатку. В законопроекте есть понятие “коренной национальности”. Такими “родинцы” считают нации и народности, большая часть территории проживания которых находится в России. Желание депутатов логично – они задолго до выборов хотят понравиться избирателям. По данным сентябрьского опроса “Левада-центра”, лишь 36% респондентов высказываются за упрощение процедуры получения российского гражданства иностранцами, против выступает 59%.

Но для нашей страны, бывшей частью громадной многонациональной империи, такой подход неприемлем. В России, которая за свою многовековую историю принимала мигрантов самых разных национальностей и вероисповедания – сербов, болгар, немцев и калмыков, предложенная избирательность выглядит несуразно. Если закон будет принят, то мигрантами второго сорта окажутся не только нигерийцы или китайцы, нашествия которых опасаются националисты, но и наши ближайшие соседи – украинцы, белорусы, казахи и любимцы ура-патриотов сербы. А это ударит не только по экономике, но и по международному престижу страны и, возможно, скажется на положении этнических русских, живущих в странах СНГ. Еще одна проблема – на основании каких данных чиновник будет причислять к коренным черкесов, адыгов, саамов и представителей других национальностей, которые за долгие годы расселились по нескольким странам.

Наконец, реализация законопроекта разделит не только мигрантов. Изучение вопроса принадлежности каждой из проживающих в России 160 наций и народностей к коренным или некоренным неизбежно вызовет резкое обострение и без того непростых межнациональных отношений.