От редакции: Опыление

Российские средства массовой информации и власть по уровню доверия граждан (58% и 54%) превосходят своих коллег в таких развитых демократических странах, как Великобритания (47% и 51%) и Германия (43% и 48% соответственно), и ненамного уступают США (59% и 67%). Таковы итоги опубликованного вчера опроса, проведенного социологами Globescan по заказу агентства Reuters и Би-би-си (подробнее о его результатах читайте на стр. А2).

Доверие граждан – показатель, который до известной степени можно выразить в цифрах. Свободу журналистов замерить труднее – это все оценки. Данные Globescan могут дать Москве дополнительный аргумент в споре с зарубежными критиками, упрекающими российские власти в давлении на СМИ. Дескать, граждане не будут верить тем, кого они считают зависимыми или нечестными. А исследование Freedom House, согласно которому Россия в рейтинге свободы прессы занимает 158-е место из 194 возможных, можно списать, как плод предвзятых оценок. Но вот вопрос: насколько объективен критерий доверия при определении рейтинга СМИ и власти в российских условиях?

В развитых странах жители, как правило, имеют доступ к разным источникам информации – десяткам общенациональных и местных теле- и радиоканалов, спутниковому телевидению, которое позволяет смотреть любые программы – от CNN до Al-Jazeera. Развитая система доставки периодики позволяет пользоваться ведущими информационными печатными изданиями 30–60% населения. Наконец, растущее число граждан имеет доступ к Интернету. В России возможности выбора СМИ ограничены. На всю территорию страны вещают только два главных госканала, “Первый” и “Россия” (охватывают 99,8% и 98,5%).

Мартовское исследование эфира центральных телеканалов словацкими журналистами показало: 90% новостей (за исключением Ren TV) освещали деятельность президента, правительства и “Единой России”. В Западной Европе и США доля власти на телеэкране не превышает 40–45%. Оппозиция в России – от лимоновцев до СПС – получила 2% эфирного времени (за рубежом доля оппозиции не бывает ниже 20%). Есть ли у наших сограждан иные источники информации? Спутниковое телевидение пока является диковинкой. Местных каналов немного, и они, за редким исключением, находятся под контролем региональных властей. Аудитория наиболее массовых российских газет и журналов, по сведениям “Гэллап-медиа”, не превышает 2%. Наконец, Интернетом, по данным февральского опроса “Ромир”, пользуются около 22% россиян.

Высокий рейтинг российских властей и СМИ вызван не тем, что они представляют все слои общества. Сложилась ситуация, похожая на перекрестное опыление, когда два растения живут и плодоносят благодаря друг другу. Господство государства на ведущих телеканалах и невозможность создать новые электронные средства массовой информации, дающие альтернативную точку зрения, обеспечивают высокую степень доверия к государственным СМИ. А их информационная политика, в свою очередь, создает очень высокий рейтинг президенту (70–75%) и достойный – правительству (от 31% до 47%). Впрочем, России есть к чему стремиться. В Индонезии рейтинг доверия власти составляет 71%, а СМИ – 86%.