От редакции: Горючая пора

Российские парламентарии, время от времени требующие законодательно регулировать цены на нефть и нефтепродукты (последнее такое предложение звучало в марте в стенах Совета Федерации), теперь могут сверяться с планами коллег из Вашингтона. Американский конгресс подавляющим числом голосов (389 против 34) принял закон, ограничивающий повышение цен на топливо. Компании, необоснованно завысившей стоимость бензина и других нефтепродуктов, будут грозить уголовное преследование и штраф до $150 млн. Для розничных продавцов размер штрафа ограничен $2 млн. Контролировать исполнение закона будут Федеральная комиссия по торговле и министерство юстиции США.

Надо заметить, что в России законодательного запрета на повышение цен нет (хотя в Думе ждет второго чтения законопроект ФАС, предполагающий штрафы за корпоративный сговор нефтяных компаний). Зато российские нефтяники охотно идут на джентльменские соглашения с властью, замораживая цены на какое-то время – как это было в конце 2005 г. или как это происходит с дизтопливом сейчас, в период посевной. В ответ на это власть обещает нефтяникам разные блага – сейчас, например, это законопроект о налоговых каникулах.

То есть в данном случае Россия выступает страной с более либеральной экономикой, чем США. К американцам в последнее время вообще много претензий по поводу вмешательства государства в экономику. Можно вспомнить историю с арабской компанией Dubai Ports World, которая в марте была вынуждена уступить контроль над шестью морскими портами в США американским компаниям (порты достались Дубаю после поглощения британской Peninsular & Oriental). Порты были признаны стратегическими объектами.

Можно вспомнить субсидирование сельского хозяйства, высокие импортные пошлины на сталь, “банановую” войну с Европой и “текстильную” – с Китаем. И эти люди не принимают нас в ВТО? Впрочем, можно интерпретировать экстренный американский закон о бензине как предвыборную меру. Парламентские выборы на носу, а избирателям высокие цены никогда не нравятся, тем более на бензин, второй хлеб автомобильной нации.

Цена бензина в США выросла с $1,5 до $3 за галлон за два года. До рекорда середины 1970-х, времен эмбарго ОПЕК, – $3,2 – осталось совсем немного. Доля расходов американских домохозяйств на топливо увеличилась примерно с 2% до 3% от всех трат. При этом поиски заговора и обвинения нефтяных компаний в сознательном подогреве цен – вполне в стиле Юлии Тимошенко – вряд ли имеют под собой какую-либо основу, ведь цены на бензин выросли не так драматично, как стоимость самой нефти, которая подскочила за тот же период более чем в три раза.

Еще удивительнее упорство США в желании наказать Иран, а ранее – Ирак. Очевидная стратегическая цель – контроль над регионами добычи нефти – входит в противоречие с тактическими задачами внутренней политики. Угроза войны, война, последствия войны – все это только подогревает рост цен на топливо. Нефтяные компании наращивают прибыль, а потребитель – он же избиратель – страдает.

В угоду ли популизму или в силу своих экономических убеждений, но конгрессмены не только идут поперек логики невмешательства государства в экономику, но и действуют строго противоположно рекомендациям МВФ. Экономисты фонда, обеспокоенные ростом мирового торгового дисбаланса, недавно особо отметили вклад США в его создание – дефицит платежного баланса в Америке перевалил уже за $800 млрд и, по прогнозам большинства экономистов, будет расти и дальше. Эксперты МВФ в своих рекомендациях советовали странам – импортерам нефти в условиях растущей цены проводить политику, максимально способствующую увеличению роли населения в оплате топлива. Фиксация цен на бензин, наоборот, стимулирует американцев потреблять больше – а значит, и дефицит с дисбалансом будут только расти.

Хорошо, что российский избиратель не так зависит от горючего, как американский. Цена бензина у нас в последнее время близка к американской – галлон Аи-95 стоит $2,5–2,7. А, например, ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в США в четыре раза выше, чем в России.