От редакции: Чужие свои

Упрощение правил регистрации по месту жительства признано необходимым на высшем уровне. Без этого невозможно осуществить президентскую программу по привлечению соотечественников из СНГ и освободить от подпольного бесправия гастарбайтеров из ближнего зарубежья, к чему стремится руководство Федеральной миграционной службы (ФМС). Однако есть ли у сотрудников ФМС на местах желание реализовать эту программу?

Результаты недавней совместной проверки уполномоченного по правам человека и Главной военной прокуратуры (ГВП) по жалобе офицеров Академии гражданской защиты МЧС заставляют усомниться в этом. Академия, располагающаяся в подмосковном Новогорске, готовит командиров спасательных и инженерных подразделений МЧС, специалистов по защите населения. Офицеры академии ликвидировали последствия землетрясения на Сахалине в 1995 г., наводнения в Якутии в 2001 г., тушили лесные пожары в Сибири. Но невзирая на их заслуги и российское гражданство, местные чиновники ФМС отказали 230 военнослужащим и 270 членам их семей в регистрации по месту нахождения академии. Они грубо игнорировали Конституцию, закон “О статусе военнослужащих” и даже приказы МВД о порядке регистрации. “Приходите, когда дадут служебное жилье”, – говорили они. Но его получение нередко затягивается на месяцы, иногда – на годы. А значит, членам офицерских семей постоянно приходится испытывать унижения в общении с чиновниками, директорами детских садов и школ. Не говоря уже о проблемах с милицией, для которой проверка регистрации превратилась в доходный бизнес. Может быть, Химкинский район – исключение для России? Увы, нет – военнослужащим отказывали и в других районах Московской области. В Главной военной прокуратуре добавляют – похожие проблемы возникали у военных до последнего времени и в столице.

Эти истории завершились победой жалобщиков. На днях Московское областное управление ФМС “направило всем своим подразделениям указание о неукоснительном осуществлении регистрации перечисленной выше категории граждан по месту жительства по адресам воинских частей”, гласит официальное сообщение аппарата омбудсмена.

В декабре 2005 г. после представления ГВП столичные чиновники прекратили чинить препятствия при регистрации офицерских семей. Но это в столице и Подмосковье, где обиженные могут лично добраться до высших чиновников.

Даже если не касаться квалификации сотрудников ФМС, история с дискриминацией военнослужащих и их домочадцев вызывает удивление. Своими действиями чиновники нанесли урон боеспособности нашей армии – неизвестно, пожелают ли офицеры и контрактники продолжать свою службу после перенесенных мытарств. Наконец, если сотрудники ФМС обращаются как с непрошеными гостями с российскими офицерами, то легко представить, как они встретят попытки выходцев из стран СНГ и гастарбайтеров легализовать свое положение.

По данным февральского опроса “Левада-центра”, 40% сотрудников милиции (а сотрудники ОВИР работают с ними в одних зданиях) поддерживают лозунг “Россия для русских”, а 67% негативно относятся к выходцам с Кавказа и из среднеазиатских республик. А это может нанести России демографический и экономический ущерб. Пока приток мигрантов остается для России вполне реальным источником поддержания численности трудовых ресурсов. Если он иссякнет, то, по мнению экспертов, важнейшие добывающие регионы лишатся значительной части рабочих рук и о планах экономического роста Москве придется забыть уже в ближайшие годы. По прогнозам Всемирного банка и ООН, прекращение переезда уроженцев стран СНГ приведет к сокращению численности населения России к 2050 г. до 119 млн или даже до 112 млн.