Статья опубликована в № 1611 от 12.05.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Спорт без пива

От редакции: Спорт без пива

Российские болельщики могут лишиться удовольствия посмотреть по телевизору чемпионат мира или чемпионат Европы. Команды и спортивные федерации обеднеют, а проведение крупных соревнований на территории России вообще может стать невозможным. Участие наших клубов в Лиге чемпионов будет осложнено нефутбольными факторами.

Неумолимо приближается день (1 июля) вступления в силу нового закона “О рекламе”, и набирает обороты дискуссия об ужасных последствиях этого документа для отечественного спорта. Согласно новой редакции закона реклама алкоголя не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений. Запрещается размещение рекламы пива в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени. Спонсоры – производители алкоголя смогут рекламировать только названия компаний при условии, что они не совпадают с названием бренда производимой алкогольной продукции. Запрещена реклама зонтичных брендов. Заседавший на днях экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе ясных ответов на животрепещущие вопросы не дал.

Вопросы, например, такие: одним из спонсоров Лиги чемпионов является пивная компания Heineken, которой нельзя будет рекламироваться на матчах в России. В результате возникнет конфликт между Европейской футбольной ассоциацией (УЕФА) и Heineken, заключившими договор о глобальном спонсорстве. В число глобальных спонсоров турниров такого уровня практически всегда входит какой-нибудь пивной гигант, а значит, права на трансляцию продаются с рекламными обременениями – обязательством показать ту или иную рекламу в стране-покупателе.

Российские законодатели попали в противоречие: пропаганда здорового образа жизни, каковой являются спортивные соревнования и их трансляции, в современной практике оказалась невозможна без пропаганды нездорового образа жизни, к каковому относится употребление спиртных напитков.

По мнению управляющего партнера Fedcom Media Кирилла Игнатьева, в случае вступления закона в силу в его нынешнем виде останется только дождаться первого отказа от предоставления прав на трансляцию и этот прецедент будет широко использован. Коммерческий директор РФС Петр Макаренко уверен, что заменить производителей алкоголя другими спонсорами сложно: на мужчин вообще рассчитано мало рекламных брендов, а уж спортивный болельщик – особая целевая аудитория.

В разрешении этого противоречия (а, судя по всему, заниматься этим так или иначе придется) российские законодатели могут пойти двумя путями. Либо лоббистские усилия спортивных чиновников принесут свои плоды, и депутаты внесут в закон “О рекламе” соответствующие изменения. Тогда спортивные мероприятия, бюджет которых сейчас на 7–50% зависит от алкогольных спонсоров, ничего не потеряют. Либо будет избрана строгая государственническая позиция (тут не обойтись без санитарного врача Геннадия Онищенко). Все будут поставлены перед фактом – условия изменились. Международные федерации, видимо, будут предлагать спонсорам пакеты с исключениями. Крупные соревнования будут проводиться в России только при условии, что “Газпром” выплатит остальным глобальным спонсорам неустойку. А выпадающее финансирование спорта внутри страны придется восполнять средствами из стабфонда или за счет введения новых налогов – например, на производителей алкоголя.

Между прочим, еще более строгое рекламное законодательство действует во Франции. Но для чемпионата мира по футболу в 1998 г. там сделали специальное исключение.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать