От редакции: Вузовская вертикаль

Новым объектом внимания политической власти – после адвокатского сообщества и некоммерческих организаций – стали ректоры вузов. Сегодня Госдума должна рассмотреть в первом чтении поправки в закон “О высшем и послевузовском образовании”, которые могут изменить порядок избрания руководителей государственных высших школ. Сейчас ректоры обладают значительным влиянием на научную и творческую обстановку в университетах, академиях и институтах. При этом они мало зависят от воли чиновников. Бюрократы не могут лишить вуз бюджетного финансирования или влиять на распределение средств от платных услуг, официальный объем которых с 2000 по 2004 г., по данным Высшей школы экономики, вырос с 40 млрд руб. до 95,4 млрд руб. Не в состоянии они и снять законным образом руководителя вуза с должности – ректора избирает ученый совет. Рособразование может не утвердить его в должности, но научное сообщество способно настоять на своем, повторно избрав руководителя двумя третями голосов.

Похоже, именно это и не устраивает инициаторов поправок – чиновников и депутатов “Единой России” и ЛДПР. “При кажущейся демократичности такого порядка на практике он открывает возможность бесконтрольного манипулирования общественным мнением, делает невозможным проведение разумной кадровой политики”, – утверждают в пояснительной записке авторы изменений.

Нынешний документ – уже не первая попытка взять университеты под дополнительный контроль. В конце 2005 г. депутаты намеревались заменить выборность ректоров назначением по представлению Рособразования. Кроме того, проект вводил дополнительную должность президента вуза, отбиравшегося из числа чиновников, а не отставных политиков или крупных бизнесменов – бывших выпускников, как это принято во многих развитых странах. Это повторило бы образовательную контрреформу времен Александра III, чей Университетский устав 1884 г. отменил выборность ректоров и ввел должности попечителя и инспектора со значительными административными полномочиями (в том числе и отчисления студентов). Заметим также, что в Белоруссии и Туркмении руководителей вузов назначает глава государства.

Проект был отвергнут ректорами. А нынешняя редакция поправок, по словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, есть результат торга. Формально выборность главы вуза сохранена. Однако, если закон будет принят, ученый совет не сможет непосредственно выдвигать кандидатов на пост ректора. Их будет утверждать новый орган – аттестационная комиссия; 50% ее членов в зависимости от статуса учебного заведения составят федеральные или региональные чиновники, а другие 50% – “представители общественных и государственно-общественных объединений”. Кроме того, ректора обяжут заключать трудовой договор с органами исполнительной власти. Не отказалось государство и от попыток создать в вузах параллельный центр власти. В президенты университетов государство намерено предлагать уже не чиновников, а бывших ректоров. По мнению вузовской общественности, это может привести к возникновению конфликтов между нынешним и прежним руководством вуза.

Руководители и преподаватели столичных вузов полагают, что подобные меры все-таки являются ограничением традиционной университетской автономии. Это не повысит качество высшего образования и не снизит уровень вузовской коррупции, зато усилит протестные настроения среди профессорско-преподавательского состава.